России известно, что, несмотря на Брексит, на санкционную политику ЕС невозможно повлиять через Финляндию.
В эту пятницу, 1 июля, президент России Владимир Путин приезжает с визитом в Финляндию и встречается с президентом страны Саули Ниинисте (Sauli Niinistö) в его летней резиденции Кесяранта. В последние дни перед визитом многие говорят о том, что в связи с Брекситом президенты могут обсуждать ослабление санкций. Эксперты, у которых взяла интервью газета Kauppalehti, тем не менее, не считают, что эта тема будет подниматься, или что в торговых отношениях произойдут изменения.
Профессор Маркку Кивинен (Markku Kivinen) из Александровского института при Университете Хельсинки считает, что санкции могут быть отменены в течение пары лет после Брексита. Финляндия, тем не менее, не может диктовать ЕС, как проводить санкционную политику, так что на встрече Ниинисте и Путина конкретные решения вряд ли будут достигнуты.
«Решение санкционных вопросов не входит в сферу полномочий Финляндии, и страна не будет отходить от общего курса», — говорит Кивинен.
Генеральный директор Торговой палаты Финляндии Ристо Пенттиля придерживается того же мнения.
«Думаю, Россия знает, что через Финляндию нельзя изменить санкционную политику».
В министерстве экономики и занятости Финляндии не прокомментировали, могут ли санкции быть ослаблены. Кивинен считает, что в долгосрочной перспективе Брексит мог бы повлиять на торговлю и отношения с Россией. По его мнению, Европе нужны российские ресурсы, и в перспективе целью является сделать Россию частью европейских структур. Больших перемен вряд ли стоит ожидать, по крайней мере, в ближайшие полгода.
Пенттиля отмечает, что Брексита может и не быть: Британия заново проведет голосование о выходе из ЕС.
«Позиция федерального канцлера Германии Ангелы Меркель значительно окрепла. Она стремится к тому, чтобы Британия получила дополнительное время».
При победе линии Меркель санкции не будут ослаблены. Если Брексит все же произойдет, это не приведет автоматически к улучшению отношений, говорит Пенттиля.
«Логика заключается в том, что Россия нарушила правила международной политики, и теперь проблеме надо найти дипломатическое решение», — говорит Пенттиля.
Пенттиля считает, что санкции будут ослаблены только в том случае, если ЕС «неправильно разложит карты» и изолирует Британию. Тогда в Германии и Италии начнутся разговоры о том, нужно ли вновь выходить на российский рынок.
«Россия сама завела себя в болото. Перспективы у предприятий — настолько плохие, что это вовсе не золотое дно, к которому европейцы могли бы устремиться, размахивая флагами».
Старший специалист исследовательского отдела по вопросам переходной экономики BOFIT при Банке Финляндии Лаура Соланго (Laura Solango) также считает, что Брексит вряд ли приведет к изменениям в отношениях России и ЕС. Британия не активнее других поддерживала антироссийские санкции, значит санкционная политика будет сохранена.