Бразилия в торгово-экономической сфере встала на путь адаптации к новым условиям на фоне всеобщего недовольства той протекционистской моделью экономического развития страны, которой она следовала на протяжении последних десяти лет. Более гибкий подход Бразилии к решению экономических проблем поставил Аргентину в тяжелые условия и потребовал срочного пересмотра бизнес-стратегии. В первую очередь, это касается выбора приоритетов в ходе ведения международных торговых переговоров.
На протяжении всей своей истории, Бразилия проявляла удивительную правовую и институциональную гибкость, когда на кону стоял ее национальный интерес. Во внешней политике Бразилия хорошо усвоили уроки Александра де Гужмау (Alexandre de Gusmão), который считается «прародителем» бразильских дипломатов. Вершиной дипломатических усилий Гужмау стало подписание Мадридского Договора в 1750 году, который решил территориальные проблемы в Южной Америке. Тордесильясский договор, заключенный этими странами ранее при посредничестве католической церкви, определял границу владений сторон по 46-му градусу западной долготы. Это обуславливалось тем, что после заключения соглашения в Тордесильясе (1494 год) и Сарагосе (1529 год) Испания завладела территориями, расположенными вне сферы, отведенной ей по условиям этих соглашений (Филиппинские острова), а Португалия расширила свои владения в Южной Америке за пределы демаркационного рубежа, намеченного Тордесильясским договором.
Сегодня, в связи с новым разделением континента, на этот раз не по языковому принципу, а торгово-экономическому, Бразилия пытается определить новую «разграничительную линию», которая поделит Южную Америку. Действительно, существует Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР) где доминируют различные протекционистские меры, в частности, касающиеся производственной сферы, при этом практически не остается места для установления торговых отношений на принципах свободного рынка и конкуренции.
В противовес МЕРКОСУР создается, Тихоокеанский альянс, куда вошли такие страны как Чили, Перу, Колумбия, Мексика. Здесь доминируют принципы открытости и свободной конкуренции, как в двусторонних отношениях, так и в отношениях с другими странами или блоками.
Намерение как можно быстрее устранить «разграничительную линию» продемонстрировал новый министр иностранных дел Бразилии Жозе Серра (José Serra), который призвал начать «ускоренный процесс» двусторонних торговых переговоров. Серра — видный представитель левоцентристской Бразильской социал-демократической партии бывшего президента Бразилии Фернандо Энрике Кардозо. Он представляет интересы крупного бизнеса штата Сан-Паулу, что не всегда согласуется с позицией нынешнего правительства. По мнению главы МИД Бразилии, переговоры должны проходить на основе экономического анализа и широких консультаций с производственными секторами. Было бы наивным полагать, что соглашения о свободной торговле должны означать автоматическое и устойчивое расширение экспорта. Для Серры, существует единственная возможность для увеличения экспорта — высокая производительность труда и конкурентоспособность.
Жозе Серра выступает также за налаживание торгово-экономических отношений, вместо поиска разногласий с Тихоокеанским Альянсом. Такого же мнения придерживается новый президент Аргентины Маурисио Макри.
Жозе Серра является ярым сторонником продолжения переговоров МЕРКОСУР с Евросоюзом, как отправной точки для расширения торговли и улучшения инвестиционного климата.
Такая позиция играет положительную роль, на фоне раздающихся в Бразилии голосов, выступающих за проведение непосредственных переговоров с ЕС без участия Аргентины.
Изменения экономического курса Бразилии несут для Аргентины новые вызовы. Это касается как экономической составляющей, так и производственной.
Аргентинцы должны для себя понять, какие сектора национальной экономики являются конкурентоспособными на мировом рынке. Кроме того надо определить, какие из них стремятся и готовы к расширению своего присутствия на мировом рынке.
Следует также понять, какие сектора экономики не могут конкурировать с другими странами на региональном или глобальном уровне.
На основе тщательного анализа и широких консультаций с производителями, необходимо будет разработать эффективную стратегию развития производства. Для этого Аргентине следует усвоить правило, сформулированное в свое время Шарлем де Голлем о так называемом «геройском суждении», то есть способности различать экстраординарное и невозможное.
Таким образом, на плечи нынешнего поколения и правительства ложится ответственность за решение проблем, накопившихся за последние десятилетия — разработка концепции развития производственной сферы на основе ее эффективности.
Следует понять какую роль должны играть различные производственные сектора в рамках концепции развития для того, чтобы максимально их использовать для завоевания регионального и глобального рынка. Для этого необходимо обеспечить максимальную степень интеграции торгово-экономических связей, не забывая при этом о национальных интересах.
Исходя из этих задач, необходимо, как заявил видный эксперт Феликс Пенья, разработать с нашими коллегами подходы к решению трех основных проблем:
— создание единой инфраструктуры, куда бы вошли мосты, тоннели, порты, аэропорты, водные пути и связь;
— повышение конкурентоспособности торгового обслуживания за счет отмены протекционистских тарифов и квот;
— реализация целей стратегического сближения;
К счастью, те усилия, которые сейчас предпринимаются на региональном уровне по устранению «разграничительной линии» способствуют большей интеграции с Европейским Союзом, а также с другими странами и экономическими блоками.
Патрисио Кармоди — член Аргентинского совета по международным отношениям, эксперт Центра по реализации государственной политики в интересах справедливости и роста.