Европейское объединение угля и стали между Германией и Францией берет свое начало в речи Роберта Шумана 9 мая 1950 года. Население Земли составляло тогда 2,5 миллиарда человек. Почти каждый четвертый жил в Европе.
В 2050 году население Земли составит 9 миллиардов человек, но лишь 7% из них будут европейцами.
Это говорит нам об одном: европейские страны не будут столь значимы по одиночке, чем объединенные в одном союзе.
Трудно решать в одиночку
В речи Роберта Шумана в 1950 году говорилось больше о мире, чем об угле и стали.
В 1914 году Шуман был немецким солдатом. В 1950 году он был министром иностранных дел Франции. Его родной город Страсбург был попеременно три раза то французским, то немецким в период с 1870 по 1945 год.
Шуман понимал лучше многих, как важно было избавиться от того, чтобы Франция и Германия однажды снова начал войну друг с другом.
Роль ЕС как мирного проекта Европы уже несомненно забыта теми пожилыми избирателями, которые отправили британцев из ЕС, в то время как молодежь хотела остаться там.
Выход Великобритании из ЕС ослабляет европейское сообщество, оставившее свой след в послевоенном времени.
Невозможно решить вызовы Европы по одиночке.
Ведущая роль ЕС
Политика безопасности является хорошим примером.
НАТО находилось на трибуне для зрителей. Это парадокс Норвегии, которая основывает свою политику безопасности на членстве в НАТО и на том, чтобы не вступать в ЕС.
Общий объединенный ответ наших государств гораздо более эффективен, чем 28 различных подходов к той же самой проблеме.
Лучшие предпосылки эффективного ответа
Финансовый кризис без ЕС мог быстро превратиться в более широкий протекционизм, большее количество территориальных барьеров и негативную спираль девальваций в Европе.
ЕС решал кризис лучше, чем утверждали различные критики, и создал новые регуляторы в банковском и финансовом секторе, делающие Европу лучше вооруженной в борьбе с будущими экономическими трудностями.
Миграционный кризис и изменения климата — это другие примеры тех вызовов, которые не знают государственных границ, вызовов, где ЕС как единое целое имеет лучшие возможности эффективного ответа, чем разобщенные страны-участницы.
Фундаментальное непонимание того, чем является ЕС
ЕС подвергается критике с двух направлений.
Одна сторона утверждает, что ЕС делает слишком мало для решения проблем, которые возникают в странах-участницах и создаются ими.
Другая сторона утверждает, что ЕС делает много и вмешивается в дела, которые страны-участницы должны решать сами.
Совершенно ясно, что невозможно делать и то и другое одновременно.
Критика также основывается на фундаментальном непонимании того, чем является ЕС.
Вызовы, не знающие границ
ЕС не является федеративным государством. ЕС — это сумма того, что страны-участницы и до известной степени прямые народные избранники в парламенте ЕС хотят, чтобы было.
В общем и целом речь идет о трудностях, не знающих границ, об эффективном внутреннем рынке товаров, услуг и капитала — и о свободном перемещении людей, которые хотят жить и трудиться в других странах-участницах, а не только в тех, где они родились.
Хорошо функционирующий внутренний рынок предполагает общие правила игры, обеспечивающие всем равные права и доступ ко всем частям рынка.
Внутренний рынок ЕС — это самый свободный рынок, потому что он регулируется самым лучшим образом в мире.
Ответственность национальных правительств
Не вина ЕС, что многие европейские страны имеют плохую экономику, высокую безработицу и растущую социальную разницу.
Ответственность за это должны брать на себя, главным образом, национальные правительства.
Есть много примеров стран, которые живут не по средствам, берут слишком большие кредиты и избегают проводить необходимые реформы на рынке рабочей силы и в государственном секторе.
С начала 70-х годов Франция не имеет положительного государственного бюджета.
Греция в течение ряда лет обманывала своих кредиторов.
Это все не вина ЕС, но обязанностью ЕС является способствовать решению тех вызовов, когда проблемы в одной стране могут создать проблемы для всего союза.
Великобритания — доминирующий партнер
Партия центра и Социалистическая левая партия считают, что Брексит может дать Норвегии новые возможности «более широкого договора» с ЕС или новым партнером в Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA) или Европейском экономическом пространстве (EØS).
Нельзя исключать, что Великобритания захочет вступать в Европейскую ассоциацию свободной торговли. В этом случае это будет означать, что Великобритания становится доминирующим партнером при ведении переговоров о торговых договорах с третьими странами.
Норвежские интересы, которые сегодня играют главную роль, становятся, таким образом, менее значимыми.
Договор о Европейском экономическом пространстве (EØS) становится немыслимым для Великобритании. В Европейском экономическом пространстве Великобритания теряет все влияние и получает свободный доступ миграционной рабочей силы. Это будет находиться в полном противоречии с исходным пунктом голосовавших за Брексит.
Объединение вокруг договора о Европейском экономическом пространстве
«Лучший договор» с ЕС звучит надежно, если сравнивать с договором, который Норвегия имеет о Европейском экономическом пространстве. Но лучшим для норвежского бизнеса является полный доступ к внутреннему рынку на тех же условиях, что и у наших главных конкурентов.
80% всего нашего экспорта идет в ЕС. Значение этого для небольшой открытой экспортной экономики неоценимо.
У Норвегии нет права голоса, и это большая проблема, которую можно решить только при полном членстве, но интересы нашего бизнеса, тем не менее, обеспечены. А вот договор, который напротив ослабляет интересы нашего бизнеса, не будет «лучшим договором» с норвежской точки зрения.
Поэтому норвежские политики должны сплотиться вокруг договора о Европейском экономическом пространстве.
Все вероятные союзные партнеры Юнаса Гар Стёре (руководитель Рабочей партии, — прим. перев.): Партия центра, Социалистическая левая партия и партия Красные, посылали противоположные сигналы. Это создает неуверенность для норвежских рабочих мест.
Рабочая партия пока не определилась с вопросом о Европейском экономическом пространстве и должна его решить заранее перед парламентскими выборами 2017 года.