Теракт в аэропорту Стамбула по горькой иронии судьбы произошел в конце очень удачного для турецкой дипломатии дня. Еще утром того дня президент Реджем Тайип Эрдоган получал поздравления по случаю урегулирования кризиса в отношениях с Израилем и улаживанию противоречий с Москвой, но уже вечером террористическая организация ДАИШ (запрещена в РФ, — прим. пер.) сказала последнее слово.
Спустя несколько дней Турция все еще продолжает зализывать раны, а ДАИШ уже наносит второй удар. На сей раз пришел черед Бангладеш, мусульманского государства на индийском субконтиненте. В результате нападения боевиков ДАИШ на людей, ужинавших в ресторане в столице Дакке, погибли более 20 человек, в основном — иностранцы. Одновременно ДАИШ продолжил пытаться атаковать Иорданию и нанес в последние недели два удара по силам безопасности и военным внутри страны и на границе с Сирией.
Последние теракты ДАИШ должны стать тревожным сигналом для мусульманского мира. Особенно для Бангладеш, чей министр внутренних дел после предыдущего теракта заявил, что за этим преступлением стоит Израиль.
Но в первую очередь это тревожный сигнал для Турции, на протяжении долгих лет отказывавшейся признать угрозу радикального ислама, и даже отрицавшей (если вспомнить заявления Эрдогана), что исламский терроризм вообще существует. Турция предпочла роман с ХАМАС, но она рискует обнаружить, что террор есть террор, и заигрывания с террористами не гарантируют отсутствия ущерба турецким интересам.
Долгое время Анкара предпочитала игнорировать опасность ДАИШ и не замечать, что большинство боевиков группировки прибыли в Сирию через турецкую границу. Турция ошибочно полагала, что, скрывшись под покровом ислама и поддержав борьбу против режима Башара Асада, она избежит угрозы террора со стороны ДАИШ. Но у исламского терроризма своя логика. И ДАИШ раз за разом демонстрирует не только кровожадность, но и радикальный фанатизм, отличающий его идеологию.
Эрдоган с опозданием узнал, что ДАИШ считает его страну главной мишенью, определив ее в качестве мягкого подбрюшья международной антитеррористической коалиции, действующей против ДАИШ с территории Турции под американским руководством. Группировка также использует открытость турецко-сирийской границы и миллионы сирийских беженцев, перебравшихся в Турцию. Тот факт, что до последнего времени основные усилия Анкары были посвящены борьбе с курдами, которых она до сих пор считает главной угрозой, тоже облегчил ДАИШ задачу по совершению терактов против Турции.
Станет ли теракт в Стамбуле последней каплей, переполнившей чашу терпения Турции? Пока трудно сказать. Трудно также оценить, приведет ли теракт в Бангладеш к изменению политики мусульманского мира и к решительной борьбе против исламского терроризма. В любом случае, речь идет о тяжелой, продолжительной борьбе, в течение которой Турция и арабские страны будут не только важными центрами противодействия терроризму, но и мишенями террористов.
С этой точки зрения теракт в Стамбуле снова показал, что Турция нуждается в нормализации отношений с Израилем и с Россией. В прошлом Израиль и Турция сотрудничали в борьбе против курдского террора, и израильский опыт оказался весьма ценным. Страны могут возобновить диалог на этой основе.