11 июля в Польше будут отмечать 73-ю годовщину Волынской трагедии, которую поляки называют «Волынской резней». Ежегодно, накануне годовщины тех трагических событий, в Польше растут антиукраинские настроения. В нынешнем году это особенно заметно.Некоторые эксперты видят в этом «руку Москвы», которая пытается вбить клин в отношениях между польским и украинским народами. Что на самом деле происходит, «Апострофу» объяснил российский историк Андрей Зубов.
Я думаю, что никакого влияния Москвы здесь нет. Здесь, скорее, влияние нового правого правительства и правой власти (партия «Право и справедливость», — прим. ред.) в Польше. Эти силы очень националистичны и находятся в очень сложных отношениях с Европейским Союзом. И в контексте этого национализма происходит совершенно другое восприятие этих трагических событий на Волыни во время Второй мировой войны (произошли в 1943 году, — прим. ред.). Безусловно, это страшная страница, и она страшна и для украинцев, и для евреев, и для поляков.
Этим событиям была дана взвешенная, глубокая и правильная оценка в прошлом, в том числе и в Польше, но, видимо, сейчас эта взвешенная оценка больше не устраивает правые круги Польши, и им хочется внести некую национальную составляющую. Это значит — поднять свою нацию против кого-то. К сожалению, оказалось, что против украинцев. Это плохой путь. Ни в коем случае нельзя отвечать злостью на злость.
Мы знаем, что это преступление идет в череде других преступлений, которые были совершены также и против украинцев. Самое главное преступление против украинцев было совершено тогда, когда Польша, присоединив Западную Украину, лишила ее автономии, сделала польской провинцией и пыталась полонизировать. Это были двадцатые годы. То есть маховик закручивался. Действия одних вызывало неправильный ответ других, и в конечном итоге это привело к гибели десятков тысяч совершенно невиновных по большей части людей. И это для всех — и для украинцев, и для поляков, — должно быть уроком, что больше так поступать никогда нельзя. Нельзя свою национальную идентичность выстраивать на противопоставлении и принижении других.
Полякам просто нужно напомнить слова из Евангелия, учитывая, что в правительстве Польши все христиане. Нужно им напомнить вопрос из Евангелия о том, сколько раз нужно прощать: до семи раз по семь нужно прощать, то есть всегда. Тот, кто просит прощения, должен быть прощен.
Проведение совместных исторических форумов — это всегда неплохо, но если нет мира «на верхнем уровне», то эти форумы кончаются скандалами, взаимными обвинениями и вообще-то они достаточно бесперспективны. То есть действительно необходимо прощение. Я думаю, что необходим какой-то совет, скорее на государственном уровне, и надо выяснить, что бы хотели поляки: может какие то мемориалы памяти убитым полякам на территории нынешней Украины… Это можно сделать, если это еще не сделано, таким образом, чтобы при этом присутствовали украинцы и поляки, отслужить заупокойное богослужение католической, православной общины… Это было бы эффективно, если есть добрая воля.
Конечно, народы находились в конфликте друг с другом, и герои одних — совсем не герои для других. Но это надо терпеть: да, мы, украинцы, не считаем героем Пилсудского (Юзеф Пилсудский, 1867-1935, первый глава возрожденного Польского государства, основатель польской армии, — прим. ред.), который в Западной Украине повел себя вообще не как герой, а как притеснитель украинцев. Но мы же понимаем, что для вас (поляков) он — герой, и вполне уважительно относимся к его памятникам в Польше. Для французов Наполеон герой, а для русских он — враг. Ну что же тут поделаешь?
Должно пройти не менее пяти поколений, если, конечно, не будет никаких новых действий, пока эти вещи (Волынская трагедия) забудутся. Устная история обычно перестает транслироваться через пять поколений. Пока еще деды и прадеды рассказывают внукам и правнукам о том, что совершили если не над ними, то над их родителями, это все еще живое и требует очень внимательного и заботливого отношения.