Стамбул с момента своего основания развивался как торговый город и к VI веку стал ведущим центром торговли своей эпохи.
Во все периоды своей истории этот город был подвержен угрозе и риску нападения. Экономическое богатство, которое испокон веков обеспечивало его географическое положение, и культурное наследие, которым он обладал, подогревали амбиции всех великих правителей и сильных племен завоевать Стамбул.
Одними из тех, кто отправился в поход, чтобы овладеть Стамбулом, были русские воины. Они были недостаточно сильны и нацелены только на грабеж, поэтому не пошли на осаду города. В 864, 904, 936 годах они продолжили свои атаки на город с суши и моря.
Быстрое распространение православной веры в русских степях между Стамбулом и русскими племенами способствовало тому, что наряду с религиозными стали зарождаться первые торговые и культурные связи. В Стамбуле, который был местом временной остановки купцов для обмена товарами, с заключением торговых соглашений были созданы первые постоянные колонии, а русские стали новыми жителями города.
Первое знакомство Стамбула с русскими произошло в 907 году и началось с подписания торгового соглашения с ними. Русским, прибывавшим в город с целью торговли, разрешили селиться в городе на срок не больше шести месяцев, а также создавать колонии в районе современного Бешикташа (ныне коммерческий и культурный район Стамбула — прим. пер.), причем они получали освобождение от таможенных пошлин. В то время как жителям русских колоний, которые станут самыми старыми поселенцами Бешикташа, предоставлялось право брать зерновые в любом необходимом им количестве, для прибывавших сюда купцов полагалось хранить шестимесячное довольствие, включавшее хлеб, вино, мясо, рыбу, плоды. Кроме того, после того как их имена перепишут, они могли получать месячное довольствие. А после того, как было принято решение о том, что входить в город они могут только без оружия, в сопровождении представителя императора, по 50 человек, Стамбул познакомился с первыми русскими.
Первыми русскими в Стамбуле были те, кто поселился в X веке в районе нынешнего Бешикташа. С принятием православия в России культурные и религиозные связи способствовали развитию и политических отношений, но религиозные отношения всегда стояли впереди торговли и политики.
То, что Стамбул, через который пролегал маршрут паломничества из России на Афон и в Иерусалим, был регионом важных религиозных святынь, имело большое значение для христиан России.
Эта связь, возникшая между Стамбулом и российскими городами, сохранила свое значение и в период Османской империи и стала еще интенсивнее.
Русские часовни XIX века
К XIX веку культурные и религиозные визиты между Стамбулом и Россией участились. Русских, прибывавших на паломничество в святые земли на Афоне и в Иерусалиме, становилось все больше, возникла потребность во временном жилье для них. В ответ на эту потребность в 1880-х годах в районе Каракёй для паломников построили три небольших церкви (часовни) и постоялые дворы, предоставлявшие место для ночлега. Церкви, расположенные на верхних этажах этих гостиниц близ порта и получившие имена Святого Андрея, Святого Ильи и Святого Пантелеймона, а также их красочные купола в виде луковицы можно видеть даже сегодня.