Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Режиссер одного из самых обсуждаемых фильмов года

© Wikipedia / Elke WetzigРоссийский сценарист и режиссёр Андрей Некрасов
Российский сценарист и режиссёр Андрей Некрасов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почти никто не видел этот фильм, хотя он уже стал одной из самых обсуждаемых кинокартин года. Только что прошла премьера «Акта Магнитского» в Москве. На ней присутствовала корреспондент шведской газеты Dagens Nyheter Анна-Лена Лаурен, которая побеседовала с режиссером фильма Андреем Некрасовым. Фильм сделал его изгоем в кругу старых друзей из среды либеральной оппозиции.

«Пока я снимал фильм, я часто чувствовал себя не в своей тарелке. Но когда я увидел, что мой изначальный тезис не выдерживает критики, я был вынужден довести дело до конца», — говорил Андрей Некрасов со сцены на Московском кинофестивале.

Он выглядел зажатым и извиняющимся. Это была российская премьера его фильма «Акт Магнитского. За кулисами», который вызвал яростное отторжение со стороны либеральной оппозиции. Прежде Некрасов снял несколько фильмов, критикующих режим, и в целом считался представителем либеральной российской интеллигенции. Но сегодня он подвергся остракизму, в то время как кремлевская элита возносит его на пьедестал: фильм представлял оскароносный режиссер Никита Михалков, а до и после показа Некрасова окружали журналисты государственных телеканалов.

После завершения фильма разгорелись дебаты. Многие из старых друзей Андрея Некрасова в зрительном зале не могли поверить своим глазам.

«Андрей, что случилось? Почему вы заговорили на языке людей, которых прежде критиковали?» — вопрошала Мария Баронова, активист оппозиции и сотрудник Михаила Ходорковского.

Когда-то Некрасов и Баронова были друзьями. Теперь все изменилось. Ко всему прочему, Некрасова исключили из оппозиционной партии «Парнас», которая прежде намеревалась выдвинуть его кандидатуру на выборах в Думу.

«Акт Магнитского» еще не был закончен, когда стал натыкаться на препятствия по всей Европе. В Европейском парламенте показ отменили всего за час до начала, после того как один из главных героев фильма Билл Браудер (Bill Browder) заявил, что подаст в суд. В Вашингтоне картину показали в частном музее Newseum, а последующие дебаты проходили под наблюдением известного мастера журналистских расследований Сеймура Херша (Seymour Hersh).

Херш счел фильм «весьма интересным», но часть публики освистала его как циничную путинскую пропаганду.

Франко-русский телеканал Arte сообщил, что пока не собирается показывать фильм, хотя и купил права. Другие телерадиокомпании, такие, как норвежская NRK, финская Yle и датское Danmarks Radio, пока не высказали своей позиции.

В июне фильм должен был быть представлен на фестивале короткометражек в норвежском Гримстаде, однако организаторы предпочли удалить его из программы — после того, как адвокаты Браудера пригрозили иском за клевету. Но окружной суд Ставангера отклонил жалобу Браудера, и фильм вместо Гримстада показали в Осло.

Продюсером фильма выступила норвежская компания Piraya Film, и значительная часть финансирования поступила из Норвегии через Норвежский киноинститут, Nordisk Film & Tv и Fritt Ord.


В Норвегии активно спорят о том, правильно ли поддерживать фильм, который планировался как речь в защиту храброго разоблачителя, а на деле показал его соучастником преступления.

На следующий день я встречаюсь с Андреем Некрасовым в отеле «Мариотт» в центре Москвы. Как и вчера, за ним везде следует съемочная группа. Следующий фильм будет посвящен реакциям на «Акт Магнитского».

«Сначала я поверил в историю Билла Браудера. Потом мне показалось, что в ней есть заметные пробелы. Я начал просматривать и сравнивать разные документы. Легче всего было бы промолчать. Но я не могу молчать, если действительно считаю, что что-то не так», — говорит Некрасов, когда мы располагаемся в холле отеля.

Основная тема его фильма заключается в том, что бухгалтер Магнитский, который в 2009 году умер в российской тюрьме после разоблачения кражи огромного масштаба, в действительности был не героем, а соучастником преступления.

А само преступление было, по мнению Некрасова, делом рук Билла Браудера, который давал Магнитскому инструкции.

Браудер был владельцем инвестиционной компании Hermitage Capital и сколотил состояние в России. В 2006 году он попал в черный список российских властей. В 2008 году бухгалтер и аудитор Сергей Магнитский обнаружил, что некие лица в полиции позволили перерегистрировать компанию и обратиться за возмещением переплаты налогов на сумму в 230 миллионов долларов, которая и была возвращена владельцам. Когда Магнитский передал эту информацию властям, его арестовали. Проведя одиннадцать месяцев в камере предварительного заключения, он умер после того, как несколько раз просил о медицинской помощи.

Возмущенный Билл Браудер запустил кампанию против российских властей, и ему удалось убедить американский конгресс одобрить так называемый список Магнитского — перечень лиц, по его мнению, замешанных в аресте Магнитского и применении к нему насилия. Им запретили въезд в США, а их счета в американских банках были заморожены. Это был первый раз, когда Запад отреагировал на конкретное нарушение прав человека в России.

Однако Некрасов утверждает, что убийства не было.

«Магнитский действительно умер в тюрьме, не получив необходимой помощи. Но это не преднамеренное убийство, а российская проблема обращения с тюремными заключенными. Браудер хотел, чтобы все выглядело как убийство, потому что это отвечало его цели — скрыть свои собственные преступления».

По словам Некрасова, именно компания Браудера украла российские налоговые деньги. Режиссер считает, что имеется достаточно доказательств — множество документов, которые показаны в фильме. С другой стороны, в кино сложно увидеть, подлинные они или нет.

Когда я спрашиваю Некрасова, может ли он четко объяснить ход преступного плана Браудера, он отвечает, что доказательная база основывается прежде всего на том, что рассказанная Браудером история не соответствует действительности.

«Я не могу доказать, что Браудер украл деньги. Все, что я могу показать, это несоответствия во многих пунктах его рассказа. Он утверждает, что восемь спецназовцев избивали Магнитского один час восемнадцать минут — это неправда, там не было спецназа, и восьми человек тоже не было, потому что такое количество людей не помещается в камеру. И если бы Магнитского так долго избивали, на его теле осталось бы и другие следы, помимо синяков от наручников».

В любом случае, факт в том, что Магнитский умер в тюрьме после того, как в течение долгого времени не получал адекватной медицинской помощи. Разве этого не достаточно?

«Это серьезно. Но это не преднамеренное убийство».

Я звоню Марии Бароновой, активисту и бывшему другу Некрасова, и интересуюсь, почему фильм вызвал у нее такую бурную реакцию.

«Сергея Магнитского бросили умирать на бетонном полу в луже собственной мочи и экскрементов. Перед этим его пытали, и ему угрожали в течение одиннадцати месяцев. Я боролась за права узников „болотного дела“ и знаю, как обстоят дела в наших тюрьмах. Прекрасно, что Биллу Браудеру удалось привлечь внимание к этой проблеме. А теперь Некрасов отнекивается и говорит, что какие-то детали не совпадают!» — возмущается Баронова, и чувствуется, что ей сложно сдержать свой гнев.

Один из важных моментов в фильме Некрасова: Браудер не перевел все русскоязычные документы на английский. Баронова только презрительно фыркает.

«Я лично сравнивала документы, они идентичны».

Русская версия фильма еще дорабатывается. Некрасов говорит, что многие российские телеканалы уже проявили интерес к «Акту Магнитского».

Каково это, когда ваш фильм становится орудием недемократического режима?

«Это самое большое потрясение в моей жизни. Я потерял многих друзей. Пока не могу сказать, чем все это закончится. Но я считаю, что важнее заставить оппозицию признать свои ошибки, чем рассуждать, кому это может сыграть на руку».