Москва — Национальный авиаперевозчик России ПАО «Аэрофлот» когда-то был синонимом советской неэффективности со своими задержками рейсов, устаревшими самолетами и грубым обслуживанием.
Несмотря на такое наследие и недавний спад в российской экономике, Аэрофлоту удалось переломить ситуацию, и он поднялся в мировых рейтингах качества авиалиний, став привлекательной и любимой компанией для инвесторов. Цена его акций в рублевом индексе ММВБ удвоилась менее чем за год. В Москве акции Аэрофлота во вторник подорожали на 1,5%, дойдя до 86,48 рубля (1,35 доллара).
Но хорошие показатели опасны для государственной компании. В сентябре прошлого года правительство настаивало на том, чтобы Аэрофлот приобрел 75% акций своего конкурента Трансаэро, который, по словам аналитиков, был обременен долгами на сумму почти 250 миллиардов рублей, или примерно 3,9 миллиарда долларов.
Государство со временем отказалось от этой затеи. Однако эта сделка по покупке Трансаэро, которая, по словам членов совета директоров Аэрофлота, была поставлена на голосование практически без предупреждения, продемонстрировала, насколько этот перевозчик не защищен от капризов власти, охватывающих широкий спектр — от обязательной закупки самолетов российского производства до снижения ниже рыночных цен на билеты на внутренних рейсах.
Во времена Советского Союза Аэрофлот был самой крупной в мире авиакомпанией по объемам перевозок. Но когда страна в 1991 году распалась, то же самое произошло и с этим авиаперевозчиком. Кампания консолидации по инициативе правительства помогла Аэрофлоту восстановить свои лидирующие позиции в стране. В прошлом году он занял 22-е место в мире по объему перевозок, о чем сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).
В последние годы эта экспансия сопровождается усовершенствованиями и новшествами. Сегодня парк Аэрофлота почти полностью состоит из западных самолетов авиакомпаний Boeing и Airbus, и в 2015 году он перевез 39,4 миллиона пассажиров. По словам заместителя генерального директора Аэрофлота Джорджио Каллегари (Giorgio Callegari), в прошлом году компания в расчете на сотрудника перевезла на 7,7% больше пассажиров, чем в 2014 году.
В апреле Аэрофлот получил оценку четыре звезды (из пяти возможных) от британской консалтинговой компании Skytrax, специализирующейся на изучении качества услуг, предоставляемых авиакомпаниями, и в результате присоединился к таким лидерам, как Emirates и British Airways.
Несмотря на спад в российской экономике, составивший в прошлом году 3,7%, Аэрофлот сумел преодолеть трудности после непростого 2014 года. Он принял меры по сокращению расходов, резко сократил количество посадочных мест, оптимизировал количество персонала, отказался от некоторых маршрутов и преобразовал чартерную авиалинию во внутреннего регионального перевозчика, чтобы пережить спад зарубежных поездок, сказал Каллегари.
«Мы непоколебимы в своей решимости повышать эффективность», — добавил он.
Чистые потери компании за 2015 год сократились более чем наполовину, а условно-чистая прибыль выросла почти в четыре раза, составив 44 миллиарда рублей. Группа «Аэрофлот», куда входят четыре региональных оператора, такие, как «Россия», в прошлом году перевезла свыше 39 миллионов пассажиров, то есть, на 13% больше, чем в предыдущем году.
Хотя показатели работы Аэрофлота (своевременное отправление и прибытие рейсов, более качественное обслуживание и совершенствование работы терминалов) в глазах потребителей и инвесторов улучшились, главным акционером авиакомпании остается государство. Российскому государству непосредственно принадлежит 51,2% Аэрофлота, а некоторые члены совета директоров, в состав которого входят 11 человек, отмечают, что процесс принятия решений у этого перевозчика слишком политизирован.
«Проблема не в компании, проблема — в российской политике», — заявил бывший член совета директоров Марлен Манасов, ушедший со своего поста в июне. Члены совета директоров «получают директиву о том, что с этого года они должны тратить 20% на инновации, или совершать закупки только у маленьких российских компаний. Это старый советский способ планирования».
Такое влияние государства порой приводит едва ли не к катастрофическим решениям, таким, как поглощение Трансаэро, от которого в итоге отказались. Против данного решения проголосовали только независимые члены совета Манасов и Василий Сидоров, заявившие, что этот вопрос включили в повестку заседания в последний момент.
Аэрофлот отказался сообщить подробности дискуссий в рамках совета директоров.
Решение по Трансаэро отменили лишь после продлившихся месяц дебатов внутри правительства. В итоге победила сторона, выступавшая против поглощения. Близкие к Аэрофлоту люди рассказали, что компания, включая членов совета, за закрытыми дверьми активно боролась против этого решения, заявляя, что оно принесет большие убытки.
«Членам совета может и приходится делать какие-то вещи для вида, но в более конфиденциальной обстановке они честно высказывают свое мнение, — сказал Сидоров. — Люди там не просто сидят, в отчаянии заламывая руки и ожидая указаний в старой коммунистической манере».
Но хотя Трансаэро в итоге позволили обанкротиться, Аэрофлот принял на свой баланс ее рейсы и самолеты, а также взял на себя обязательство перевезти пассажиров по тем билетам, которые лопнувшая компания уже продала.
Аэрофлот умело балансирует, находя тонкую грань между статусом государственного предприятия и публичной компании. По мнению некоторых обозревателей, он довел это умение до совершенства, из-за чего у государственных чиновников нет стимулов настаивать на его приватизации. В этом году российское правительство предложило продать меньшие доли в ряде известных компаний, чтобы получить какие-то средства, включая Роснефть и банк ВТБ.
Два чиновника из Министерства финансов в один голос заявили, что в этом году Аэрофлот вряд ли будет приватизирован. По их словам, правительство не исключает такую возможность в будущем, но они считают, что никакой срочности в этом нет, так как речь идет о небольших деньгах, а Аэрофлот в прошлом году показал впечатляющие результаты.
«Они так хорошо справляются, что продажа Аэрофлота какой-нибудь китайской или корейской компании не улучшит корпоративное управление — не в обиду будь сказано китайским и корейским компаниям», — заявил один чиновник из правительства.
Несмотря на масштабную перестройку, Аэрофлот отказался не от всех пережитков прошлого — советский серп и молот по-прежнему красуется на хвостах самолетов и на униформе сотрудников.