Выпускники Московской академии ФСБ отпраздновали окончание ВУЗа автопробегом. Проехавшись на 30 внедорожниках Mercedes-Benz, будущие агенты вызвали у многих чувство озлобленности.
Когда русские включают телевизор, они видят, что Запад угрожает им заговорами, войнами и гей-парадами. Но на улицах мир и — в особенности — немецко-российские отношения все еще в порядке.
Президент Путин едет по Москве в сверхдлинной версии лимузина Mercedes-Benz, который всегда окружают черные внедорожники Mercedes-Benz с полностью тонированными стеклами. Этот классически-угловатый G-Класс популярен и вне рядов путинской охраны; в Москве, в провинции, да и на всем постсоветском пространстве он, особенно черный, служит признаком выгодного взаимодействия между близостью к власти и финансовыми силами.
Празднование в автоколонне
Кому это известно лучше, чем выпускникам Московской академии ФСБ. Как и сама спецслужба, академия является наследием КГБ, посвятив себя образованию и повышению квалификации молодых кадров, которых по всей стране отбирают по жестким критериям и которые потом должны будут охранять государство и власть от противника как внутри страны, так и за рубежом. Выпускники этого года 21 июня отпраздновали окончание 4-летнего обучения автопробегом по Москве на черных автомобилях G-Класса числом почти 30 штук.
Чтобы показать это, они в конце прошлой недели выложили в интернет профессионально снятый видеоролик с электронной музыкой в качестве фонового сопровождения. Гладко выбритые молодые люди, ликуя, высовываются из окон и потолочных люков, показывают пальцами знак Victory (указательный и средний палец, образующие силуэт буквы V, первой буквы английского слова Victory — «победа». — Прим. пер.), в двух местах ухмыляются в камеру и без внедорожников. На заднем фоне — отголоски американского рэпа в стиле Gangsta, который не спутаешь ни с чем. И не только это: прохожие выложили в интернет собственноручно снятые ролики, в которых явно видны нарушения ПДД. Согласно этому видеоматериалу, внедорожники несколько раз блокировали целые полосы движения, гудели клаксонами и мигали фарами. В социальных сетях, как утверждается, выпускники — все-таки будущие агенты — выложили к тому же фотоальбом со своими именами.
Парад внедорожников — это «вполне нормально»
Владимир Горовой, бывший сотрудник КГБ, обвинил выпускников в том, что они вели себя как особая группа, для которой не писаны правила, причем, однако, именно это и составляет всю прелесть службы. Комментарии в интернете были более возмущенными: кто-то спросил, должен ли ролик продемонстрировать, что академия ФСБ выпускает «самодовольных, недалеких разумом офицеров», которые скорее похожи «на бандитов девяностых годов». Другим акция напомнила самоуверенность богатых потомков представителей властных и финансовых структур. В конце мая сын вице-президента нефтяного концерна «Лукойл» промчался на G-Классе по Москве: с места переднего пассажира G-Класса Mercedes-Benz он снимал гонки, устроенные с другими водителями.
Один из участников парада внедорожников защищал акцию, называя ее «вполне нормальной. Если бы мы проехались в белых „Волгах“, нас бы похвалили», — сказал он в радиоинтервью. Он намекнул тем самым на знаменитую советскую автомарку и на официальную риторику, призывающую заменить импортные продукты отечественными. Далее участник заявил, что внедорожники были предоставлены выпускниками прошлых лет, «как шефская помощь молодому поколению». Владельцы автомобилей могли бы и сами сидеть за рулем. Однако — что, в общем-то, типично для спецслужб — в отношении того, откуда взялись машины, появились и другие версии: кто-то определил их как автомобили, взятые напрокат, другие предположили, что это — подарки щедрых родителей.
Пресс-секретарь Путина заявил, что Кремля это не касается: полиция должна прокомментировать нарушение правил, академия ФСБ — «морально-этический аспект». Лишь через почти две недели после акции и молчания со стороны соответствующих ведомств в полиции и ФСБ заявили, что информация проверяется. Представитель марки Mercedes-Benz в России предположил рекламу по собственной инициативе; дескать, G-Класс ассоциируется с «комфортом» и «легендарными внедорожными характеристиками»: «Здесь нужно провести границу между поведением людей и имиджем автомобиля».