В Варшаве в пятницу, 8 июля, открылся саммит НАТО, на котором, как ожидается, будет объявлено о размещении в странах Балтии и Польше четырех военных батальонов союзников — на ротационной основе. В Москве планы альянса назвали «конфронтационными шагами». При этом в самом альянсе уверяют, что батальоны общей численностью в три-четыре тысячи человек не угрожают безопасности России.
О том, что в Латвии, Литве, Эстонии и Польше в начале 2017 года появятся многонациональные батальоны НАТО генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг объявил еще в середине июня. Ожидается, что в этих военных частях будет до четырех тысяч солдат. Командование батальонами обеспечат Великобритания, Канада, Германия и США. Франция направит около 150 военных, в первую очередь в Эстонию и Литву, однако отказалась командовать одним из батальонов.
Наблюдатели отмечают, что размещение батальонов носит символический характер: четыре батальона численностью от 600 до тысячи человек каждый не смогут противостоять потенциальной агрессии со стороны России. Командующий американскими вооруженными силами в Европе генерал Бен Ходжес заявил, что российским войскам теоретически понадобится менее трех дней, чтобы достигнуть Таллина или Риги.
«Цель (размещения батальонов) в том, чтобы донести до России, что быстрая силовая операция в балтийских странах не пройдет», — объясняет французский эксперт, глава парижского Фонда стратегических исследований Камий Гран.
Политолог, главный редактор журнала «Контрапункт» Мария Липман отмечает, что у России есть большие возможности для дестабилизации ситуации в Польше и балтийских странах.
«Россия граничит с этими странами. Там есть крупные, по крайней мере, в Латвии, русскоязычные общины. У России есть большие возможности создать неприятности в этих стран, без того, чтобы российские войска пересекли их границы», — говорит политолог.
«Были испанцы, а приехали португальцы»
В Москве размещение ротационных батальонов в Польше и странах Балтии назвали нарушением договора между НАТО и Россией, ограничивающего присутствие войск альянса у российских границ.
«Были условно испанцы, а приехали португальцы. Но они приехали на следующий день после того, как уехали испанцы. Боеготовность от этого не меняется», — сказал глава администрации президента Сергей Иванов.
Сам президент России Владимир Путин в конце июня заявил, что в НАТО «нарочито выпячивают антироссийскую направленность» и предпринимает в отношении России «реальные конфронтационные шаги». А также, что Россию стараются «спровоцировать на затратную и бесперспективную гонку вооружений».
Военный обозреватель Павел Фельгенгауэр отмечает, что вслед за размещением батальонов НАТО последует наращивание военных сил со стороны России.
«Мы скажем, что это нам угрожает, что это агрессивные действия. И мы примем адекватный ответ. Будем разворачивать три дивизии в ответ на эти четыре батальона», — считает Павел Фельгенгауэр.
При этом в Совете безопасности заявили, что Россия даст «адекватный, результативный и дешевый» ответ на действия альянса в Восточной Европе.
«Как на футбольном матче»
Йенс Столтенберг неоднократно подчеркивал, что в НАТО нацелены на конструктивный диалог с Россией и «не хотят новой холодной войны». Профессор международной политической истории Американского университета Парижа Олег Кобцев отмечает, что нынешняя ситуация опаснее холодной войны. По его словам, общественное мнение, а также резкие заявления сторон не способствуют снижению напряженности.
«Дипломаты после Второй мировой войны были напуганы и шли на попятную, когда слишком быстро нарастала эскалация. Теперь этого больше нет. Больше нет дипломатов времен холодной войны, таких, как (Андрей) Громыко или (Генри) Киссинджер. У нынешнего поколения нет этого опыта. То же самое можно сказать и об общественном мнении, которое подстегивает каждую из сторон, как на футбольном матче», — замечает профессор.
После саммита НАТО в Варшаве, 13 июля в Брюсселе состоится заседание Совета Россия-НАТО. Йенс Столтенберг заявил, что встреча будет посвящена обсуждению «кризиса в Украине и вокруг Украины» и выполнению Минских соглашений. В последний раз заседание Совета Россия-НАТО прошло в апреле, то есть два года спустя после аннексии Крыма и начала военных действий на востоке Украины.
«Речь идет о конфронтации, о невозможности договориться, — полагает Мария Липман. — Последняя попытка переговоров НАТО с Россией в апреле закончилась полной неудачей. Стороны признали, что они не могут совсем ни о чем договариваться. Между тем происходят опасные эпизоды: пролеты российских самолетов вблизи американских военных кораблей, наращивание военной силы в Восточной Европе с одной стороны, на западе России — с другой стороны. У нас начинается что-то, что надо называть нарастанием вооруженной напряженности».
Тем временем президент США Барак Обама перед началом саммита НАТО заявил, что страны-члены альянса «должны снова подтвердить свою решимость следовать статье 5 Североатлантического договора — «защищать каждого союзника НАТО». По его словам, Запад должен помочь Украине защищать свой суверенитет и территориальную целостность и сохранять ограничительные меры в отношении России, которая не выполняет соглашение о перемирии.