Deutschlandtrend (результаты ежемесячного телефонного опроса в Германии, — прим. перев.) содержит успокаивающие данные. Три четверти опрошенных высказались за углубление сотрудничества между странами ЕС, однако, лучше, если это выгодно нам самим.
Сначала хорошая новость: бытие все-таки определяет сознание. Во всяком случае, у немцев. Как продемонстрировал Deutschlandtrend, 80% опрошенных считают наше членство в ЕС экономически полезным, а три четверти желают даже усиления сотрудничества между странами клуба. Пусть на западной границе континента решаются на рискованный прыжок в неизвестность, у нас все же умеют ценить тот факт, что мы окружены друзьями.
Таким образом выросло число тех, кто положительно оценивает канцлера Ангелу Меркель, в то время, как АдГ (Альтернатива для Германии — прим.пер.), делавшая ставку на евроскептиков и референдумы, теряет популярность.
Конечно, нельзя забывать о противоречиях и тревожных сигналах. С одной стороны, немцы хотели бы более тесного сотрудничества в миграционной политике, с другой стороны, большинство считает, что ЕС слишком уж вмешивается в национальные интересы.
Недостаточно готовы к солидарности
Если выразиться критичнее, то, если ЕС забирает у нас беженцев и навязывает их другим странам, то это «сотрудничество». Но если мы должны перенять финансовые гарантии за другие страны, то это «вмешательство». Естественно, что в других местах это и выглядит по-другому.
Недостаточную готовность к солидарности показывают немцы также и во внешней политике. Размещение войск НАТО, на котором настаивают балтийские страны и Польша в связи с российской агрессивностью, отклоняется. Большинство выступает даже за ослабление или отмену санкций против Москвы.
И как бы мы ни радовались по поводу отказа от популистских евроскепсиса и враждебности по отношению к элитам, все же политическая зрелость выражается также в готовности взять на себя ответственность и там, где она приносит не одни только преимущества. Когда речь идет о свободе и единстве Европы, НАТО по меньшей мере столь же важна, как и ЕС. И здесь германское сознание все же отстает от бытия.