История
История бурного пребывания в Норвегии российского марксиста Льва Троцкого описывается в недавно опубликованной докторской диссертации Ховарда Фриса Нильсена (Håvard Friis Nilsen) «Resistance in therapy and war» (Сопротивление в терапии и война).
В ней речь идет о психоанализе как политическом минном поле 30-х годов и, в частности, показывает, как дискуссия о психоанализе в Норвегии может быть увязана со спором о Льве Троцком.
Автор диссертации рассматривает деятельность группы норвежских психоаналитиков в Вене, Цюрихе, Берлине и Осло в предвоенное время.
Историк Фрис Нильсен приступил к активной работе, узнав из архивных материалов, как одна из важнейших исторических фигур 20-го века Троцкий встретился в Норвегии с ведущим психоаналитиком того времени Вильгельмом Райхом (Wilhelm Reich), и как он столкнулся с сопротивлением со стороны, может быть, важнейшего норвежского политика предвоенного времени — руководителя Рабочей партии Мартина Транмеля (Martin Tranmæl).
«Эта история была гораздо более драматичной, чем я мог себе представить. Она вплетается в общественные дебаты и политику потрясающим образом», — говорит Ховард Фрис Нильсен, участник дискуссии в Университете Осло.
Он первым пришел в архивы психоаналитики и ознакомился с конфликтами, в которые попали норвежцы вследствие прихода Гитлера к власти в 1933 году.
Руководитель группы «Sex-pol»
В 1934 году по приглашению молодого профессора психологии Харальда Шельдерюпа (Harald Schjelderup) в Норвегию приехал еврейский психиатр Вильгельм Райх. Шельдерюп считал его одним из ведущих и наиболее научно ориентированных аналитиков в мире.
Райх всегда вызывал большие споры, где бы он не появлялся, в том числе и в Норвегии.
«Он руководил группой, которая называлась „Sex-pol“, и исследовал, как сильная половая мораль разрушала естественное течение жизни и приводила к созданию авторитарных сообществ. Группа выступала за свободную контрацепцию, легализацию абортов и общественное половое просвещение», — говорит Нильсен.
В середине 30-х годов, когда Иосиф Сталин подготавливал массовое уничтожение своих противников в московских процессах, а Адольф Гитлер строил планы тиранического мирового господства, человек, которого они оба презирали, Лев Троцкий, приехал в Норвегию под защиту норвежского правительства.
Бывший командующий Красной армией и один из архитекторов коммунистической революции в России был ненавидим Сталиным и жил в эмиграции.
Восхищение Троцким
Нильсен показывает, что Вильгельм Райх и Троцкий, когда были в Норвегии, встречались и беседовали друг с другом, у них было много совпадающих точек зрения.
«Райх восхищался Троцким, в то время как Троцкий давно уже проявлял интерес к психоанализу, с самого начала своей эмиграции в Вене перед революцией, он был другом австрийского психиатра Альфреда Адлера (Alfred Adler)», — рассказывает Нильсен.
Когда норвежское правительство интернировало Троцкого и рассматривало варианты выдачи его Сталину, круг сторонников Райха проводил активные дебаты в поддержку Троцкого. Писатель Сигурд Хоель (Sigurd Hoel) и психоаналитик Трюгве Бротэй (Trygve Braatøy) приняли участие в нападках на правительство Рабочей партии за строгое обращение с Троцким, что вывело из себя Мартина Транмеля.
Норвежская общественность быстро стала ареной культурного столкновения между сторонниками и противниками Троцкого.
Сторонники, «троцкисты», подвергались нападкам с двух сторон политического спектра. Троцкий не пользовался популярностью среди сторонников Советского Союза из-за разрыва отношений со Сталиным, в то время как всё, имевшее отношение к коммунизму, вызывало бурную негативную реакцию в намечавшемся национал-социалистическом движении Норвегии.
Полный поворот взглядов Транмеля
Руководитель Рабочей партии Мартин Транмель вначале положительно относился к тому, что Норвегия должна была стать надежной гаванью для бывшего руководителя Красной Армии. Как главный архитектор оппозиционной революционной фракции в 1918 году, став руководителем Рабочей партии, Транмель встречался с Троцким и Лениным в России.
Он пригласил Троцкого в Норвегию в 1935 году на должность руководителя газеты Arbeiderbladet. Но в 1936 позиция Транмеля в вопросе о Троцком потерпела крах.
В этом году начались московские процессы. И когда Стали потребовал выдачи Троцкого и оказал давление на Норвегию, повысив таможенные ставки на импорт сельди, правительство Рабочей партии попало в трудное положение.
Все кончилось тем, что Транмель совершил полный разворот своих взглядов, чтобы спасти свою политическую жизнь.
Транмель отомстил
После высылки Троцкого из Норвегии в 1936 году в стране продолжалась борьба между сторонниками Троцкого и Сталина.
«Транмель заставил своего друга психиатра Юхана Шарффенберга (Johan Scharffenberg) написать серию жестких статей о Вильгельме Райхе», — рассказывает Нильсен.
Он был удивлен, сколь жестко Транмель нападал на Райха.
«Понятно было, когда это делали правые и национал-социалисты, но труднее было понять Транмеля».
В свете дебатов о Троцком это, тем не менее, имело смысл.
«Он, очевидно, мстил, потому что сторонники Райха выступали против него в вопросе о Троцком. Это часть истории, о которой ранее ничего не говорилось.
Ранее никто не видел связи нападок на Райха с делом Троцкого или Транмеля», — говорит Нильсен, докторская диссертация которого во многом основывается на новых архивных материалах.
«Норвежские аналитики попадали в напряженные ситуации: с 1933 года — постоянно выступая против нацизма в Германии, с 1936 года — выступая против сталинизма; и они принимали активное участие в движении сопротивления во время войны в 1940 году», — говорит Нильсен.
Хоель и Стенерсен
Столкновения 30-х годов негативно сказались и на авторитете Райха как ученого.
«Частично из-за кампании травли, которая в большой степени раздувалась именно Транмелем, биологические работы, которые Райх проводил в Осло, воспринимались как просто чепуха», — рассказывает Нильсен.
Книга Джеймса Стрика (James Strick) «Вильгельм Райх, биолог» (Wilhelm Reich, Biologist), вышедшая в издательстве Harvard University Press два года тому назад, была полностью посвящена его биологическим экспериментам в Осло и описывает их очень серьезно.
«Я же концентрирую свое внимание больше на политических и психоаналитических работах Райха и показываю, как важно было сотрудничество между Харальдом Шельдерюпом, Сигурдом Хоелем и Ролфом Стенерсеном (Rolf Stenersen)».