Пятеро полицейских убиты — семеро ранены. Трое подозреваемых задержаны — один застрелился. Таковы итоги перестрелки в Далласе, начавшейся в четверг, 7 июля, во время демонстрации против полицейского насилия. Люди вышли на улицы после второго за два дня сообщения об убийстве чернокожего американца сотрудниками правоохранительных органов. «Спектр» выяснил, как мирная гражданская акция обернулась бойней в деловом районе города и как эти события повлияют на предвыборную гонку.
Ничто не предвещало
Как видно на многочисленных кадрах с места событий, марш горожан против несправедливого отношения полиции к афроамериканцам должен был пройти без происшествий. Почти тысяча человек спокойно шла через центр Далласа, их охраняли порядка ста полицейских, пишет Los Angeles Times.
На официальной странице городской полиции в Twitter даже опубликовали фотографию одного из протестующих с двумя офицерами. Едва ли кто-то мог представить, что всего через пять часов их коллегами придется разместить сообщение совсем другого содержания: «Мы только что потеряли еще одного. Офицер убит».
По данным американских СМИ, первые выстрелы прозвучали около 9 часов по местному времени в квартале, где располагается множество ресторанов, отелей и офисов. Преступники из винтовок стреляли с огневых позиций, находящихся на возвышении, приводит Reuters слова шефа полиции Далласа Дэвида Брауна.
Вскоре полицейские задержали троих подозреваемых, в том числе одну женщину.
Четвертый предполагаемый сообщник был блокирован в здании многоэтажной парковки. Перестрелка с ним продолжалась около трех часов, после чего к снайперу направили робота с бомбой, который его и ликвидировал. По сведениям источников The Los Angeles Times, убийцей оказался 25-летний Мика Джонсон, бывший военнослужащий армии США, в 2013 году участвовавший в операции в Афганистане. Перед смертью стрелок крикнул осаждавшим его, что не относится к какой-либо группировке, а просто хотел убивать белых, особенно полицейских.
В итоге 12 офицеров были ранены, пятеро из них позднее скончались. Кроме того, пострадал один участник акции протеста.
Неравенство перед законом
«Мы по-прежнему не знаем всех фактов. Но мы знаем, что это была жестокая, преднамеренная и подлая атака на представителей правоохранительных органов», — заявил Барак Обама, находящийся сейчас на саммите НАТО в Варшаве. Это уже второй срочный комментарий по событиям внутри США, который президенту пришлось дать во время визита в Польшу.
Вечером в четверг Обама выступил с заявлением относительно убийств сотрудниками полиции афроамериканцев Элтона Стерлинга и Филандро Кастиля на этой неделе. «Когда происходят инциденты, подобные нынешним, большое число наших сограждан считает, что к ним относятся по-другому из-за цвета их кожи. Это должно тревожить нас всех», — сказал он. По его мнению, подобные происшествия свидетельствует о «расовом неравенстве, которое существует в нашей системе уголовного правосудия».
Первый из двух случаев произошел в Батон-Руж, штат Луизиана, где 37-летний Элтон Стерлинг был застрелен полицейскими во вторник, 5 июля. Тогда в полицию сообщили о вооруженном человеке на одной из городских улиц. Приехав на вызов, полицейские сначала прижали афроамериканца к асфальту, а затем один из офицеров несколько раз выстрелил в него в упор. Это произошло после того, как второй напарник крикнул: «У него оружие!».
И хотя в прошлом Элтон Стерлинг привлекался к ответственности за нанесение побоев и незаконное ношения оружия, полицейские вряд ли могли об этом знать. Из видеозаписи как минимум не следует, что он хочет оказать сопротивление или вытащить пистолет.
В среду убийство другого афроамериканца — 32-летнего Филандо Кастиля из Миннесоты — зафиксировала на видео его девушка Лэвиш Рейнольдс и разместила в социальной сети Facebook. Она рассказала, что Кастиль сообщил офицеру о наличии у него легального пистолета и попытался достать водительские права. В этот момент дорожный полицейский четыре раза выстрелил в него, после чего мужчина скончался на месте.
Такое внимание эти инциденты привлекли во многом благодаря опубликованным видеозаписям, которые многие восприняли как неоспоримое доказательство вины сотрудников правоохранительных органов. В частности, видео Лэвиш Рейнольдс в моменту написания статьи посмотрели более 5,1 миллиона человек.
Поднявшаяся в сети волна возмущения спровоцировала митинги против полицейского насилия, состоявшиеся в четверг в разных городах Америки. В частности, демонстрации прошли в Сент-Поле, Чикаго и Нью-Йорке, где протестующие заблокировали движение на Таймс-Сквер, скандируя «Руки вверх, не стрелять».
Проверка для кандидатов
Убийства чернокожих и стрельба в Далласе прямо затрагивают две серьезнейшие проблемы американского общества: предвзятое отношение государства к цветным и доступность оружия. Оба этих вопроса приобретают особое звучание во время предвыборной гонки.
В прессе регулярно появляются сообщения о превышении полицейскими полномочий в отношении афроамериканцев, что нередко становится причиной массовых беспорядков. Ситуация обостряется, если сотрудников правоохранительных органов оправдывают или вообще не привлекают к ответственности.
К примеру, в августе 2014 года в Фергюсоне, штат Миссури, вспыхнули волнения после того, как белый полицейский застрелил 18-летнего чернокожего. Тогда для разгона демонстрантов пришлось даже объявить режим чрезвычайной ситуации и ввести в город подразделения Национальной гвардии.
Именно поэтому дела Стерлинга и Кастиля будут расследовать федеральные службы, а не власти штатов.
В текущей президентской кампании расовое неравенство — один из ключевых пунктов. В последние годы силу набирает движение «Жизнь чернокожих имеет значение» (BLM, Black Lives Matter). Активность борцов за права цветных, как правило, идет на пользу Демократической партии, которую на ноябрьских выборах будет представлять Хиллари Клинтон. По сообщению Voice of America, она уже встречалась с представителями BLM.
Афроамериканцы, выходцы из стран Латинской Америки, Азии уже много десятилетий является для демократов базовым электоратом. Дополнительную поддержку Клинтон с их стороны обеспечивает то, что она считается преемником действующей администрации, которой руководит первый афроамериканский президент в истории страны.
В свою очередь, по данным одного из опросов, вероятный кандидат от республиканцев Дональд Трамп может рассчитывать только на 1% голосов чернокожих.
К тому же любое громкое вооруженное нападение заставляет вернуться к вопросу о праве на ношение оружия, гарантированного второй поправкой к Конституции США. По оценке исследовательского проекта Small Arms Survey, в 2011 году на 100 американцев в среднем приходилось 89 «стволов».
Барак Обама коснулся этой темы в своем выступлении в пятницу. «Мы также знаем: когда люди вооружены мощным оружием, это, к сожалению, делает подобные нападения более кровопролитными и более трагичными», — сказал президент. По мнению The Washington Post, его комментарии после массовых убийств в Орегоне, Сан-Бернардино и Орландо явно свидетельствуют о том, что демократы готовятся в ближайшее время продвинуть новые предложения по ужесточению контроля над оружием.
Многие представители Демократической партии, в том числе лично Барак Обама, давно выступают за более тщательную проверку людей, которые планируют приобрести оружие. В январе 2016 года Хиллари Клинтон пообещала продолжить линию нынешнего главы государства в этом направлении.
В ответ республиканцы предупредили, что следующий президент от их партии отменит любые односторонние инициативы Обамы в сфере контроля над оружием.
Трамп, как и полагается республиканскому кандидату, решительно поддерживает право на ношение оружия. «В ноябре на голосование будет вынесена вторая поправка. Единственный вариант спасти нашу вторую поправку — это голосовать за человека, которого, как вы все знаете, зовут Дональд Трамп», — заявил миллиардер на заседании Национальной стрелковой ассоциации два месяца назад.
Тем не менее, готовясь к решающему этапу предвыборной кампании, Трамп вынужден иногда смягчать позицию.
События в Далласе называют наиболее кровопролитным нападением на полицейских после терактов 11 сентября 2001 года. Пока врачи борются за жизнь раненых, политики пытаются определиться с тем, как правильно отреагировать на произошедшее. Им известно, что многие избиратели делают свой выбор именно в такие критические моменты.