Внешние связи Израиля претерпевают важные изменения. В нашем ближнем окружении у нас сложились замечательные отношения с Кипром и Грецией, состоящими в Европейском союзе, а теперь и Турция, одна из самых влиятельных ближневосточных стран, нормализовала отношения с Израилем. Без сомнения, речь идет о начале прочной системы отношений, несмотря на позицию Турции по палестинскому вопросу и на турецко-греческие разногласия. Экономическо-политический блок постепенно приобретает очертания и, возможно, со временем к нему добавится военное сотрудничество, что позволит оказывать большое влияние на процессы, происходящие в ближневосточном регионе в следующие годы.
Не менее важны отношения, сложившиеся у Израиля с Египтом и Иорданией. Борьба между суннитами и шиитами, а также подъем террористической организации ДАИШ (запрещена в РФ, — прим. пер.) продемонстрировали, что у Израиля и этими странами есть общие враги, подрывающие их стабильность. Лидеры Египта и Иордании продолжают отдавать должное палестинской проблеме, но очевидно, что на самом деле у них иные приоритеты. Самая богатая арабская страна, Саудовская Аравия столкнулась с угрозой со стороны Ирана и ДАИШ. По очевидным причинам саудовские правители не могут установить официальные отношения с Израилем, но и в данном случае наличие общего врага позволяет установить закулисные контакты.
Одновременно Израиль повернулся на восток. Экономика Индии развивается очень быстро. С учетом соседа в лице Пакистана и наличием многочисленного мусульманского меньшинства, проблемы Индии похожи на наши. На этом фоне возникла возможность для сотрудничества, выгодного для обеих сторон. Тем временем Китай уже стал второй сверхдержавой мира, и Израиль не может позволить себе игнорировать его. Китай воспринимает Израиль технологической державой, несмотря на маленькие размеры. И в этих странах, в отличие от Европы, нет антисемитизма.
Мрачные прогнозы по поводу ухудшения отношений Израиля с США, самым важным и самым близким союзником, не оправдались в реальности. США изменяются так же, как и весь остальной мир. Последние волны иммиграции изменили демографический баланс страны. Но те, кто считает, что такие изменения должны повлечь за собой охлаждение американо-израильских отношений, не понимают Америку, государство иммигрантов. Ее идеалы и ценности остались теми же идеалами и ценностями, которые обеспечили создание США в 1776 году. Последующие волны иммиграции принимали эти ценности, и, без сомнения, так же будет и с новыми иммигрантами. На основе этих идеалов — демократии и власти закона — построен американо-израильский союз, и союз сохранится, несмотря на неизбежные разногласия, возникающие время от времени.
Борьба против радикального ислама связывает Израиль со всеми странами, столкнувшимися с той же угрозой. Израиль долгие десятилетия боролся с террором и невольно стал признанным экспертом в этой области. Все, кому угрожает террор, ищут сотрудничества с Израилем, и это сотрудничество стало очень важным фактором в отношениях еврейского государства с другими странами. Израиль не окажется в изоляции.