С точки зрения жестов, визит премьер-министра Джастина Трюдо на Украину был именно таким, каким и хотела его видеть принимающая сторона. Однако, с точки зрения содержания, направленное в адрес президента Петра Порошенко послание звучало так: Канада рассматривает вопрос о том, чтобы отойти от позиции полной поддержки Киева в пользу возможного размораживания отношений с Россией.
Г-н Трюдо провел часть утра в понедельник со склоненной головой перед скромным памятником, перед темной фигурой девушки с исхудалым лицом — это мемориал Голодомора, спровоцированного Сталиным голода в 1930-е годы. Позднее он посетил центральную площадь Киева Майдан, где в 2014 году были убиты участники акций протеста, в результате которых был свергнут поддерживавшийся Москвой режим Виктора Януковича. Теперь погибших на Майдане называют «небесной сотней».
Священных мест на Украине не так много, и визит г-на Трюдо был призван продемонстрировать, что его симпатии находятся там же, где и симпатии его предшественника Стивена Харпера. Статуи в память о Голодоморе и Майдан представляют собой политизированные мемориалы, в которых украинская нация представлена как жертва, а правительства в Москве как агрессор.
Если говорить об отличии позиций г-на Трюдо и г-на Харпера, то следует сказать о том, как нынешний премьер поддерживает Украину. Г-н Харпер был наиболее откровенным международным союзником Киева после захвата Россией в 2014 году Крымского полуострова и ее поддержки сепаратистских ополченцев в юго-восточной части Украины. Г-н Харпер сказал в лицо российскому президенту Владимиру Путину: «Вы должны уйти с Украины», а еще он заявил, что он не видит потенциала для сотрудничества с Россией, пока г-н Путин является лидером этой страны.
Высказывания г-на Трюдо в понедельник свидетельствовали о том, что он поддерживает украинскую сторону в этом вопросе. «Мы, по-прежнему, солидарны с нашими партнерами по НАТО, и мы подталкиваем, как вы могли заметить, наших друзей и партнеров к тому, чтобы быть твердыми в поддержке Украины, — подчеркнул он в понедельник на совместной пресс-конференции с г-ном Порошенко. — Не только потому, что Украина является добрым другом Канады, но по причине тех ценностей и принципов, за которые мы выступаем как страна».
Комментируя шаткие Минские соглашения, призванные принести мир в пострадавшие от войны Донецкий и Луганский регионы Украины, он с похвалой отозвался об усилиях Киева, направленных на выполнение своей части обязательств, и добавил: «Россия не является позитивным партнером».
Заявление относительно Минска было показательным в том, что касается тихого сдвига правительства Трюдо относительно российско-украинского досье: поддержка Киева и критическая — но не воинственная — позиция в отношении Москвы.
Визит г-на Трюдо также включал в себя формальное подписание канадско-украинского соглашения о свободной торговле, которое было согласовано правительством г-на Харпера. Однако отсутствие злых слов в адрес Москвы казалось столь же важным, как и то, что, на самом деле, было сказано и подписано. Г-н Трюдо, судя по всему, уклонился от обсуждения вопроса, когда г-н Порошенко попросил продлить нынешнюю канадскую программу подготовки украинских солдат, срок которой истекает в марте 2017 года. Г-н Трюдо — он прилетел в Киев сразу после саммита НАТО, где он поддержал не ограниченную по времени операцию, в рамках которой, примерно, 650 канадских солдат будут размещены в Латвии, также имеющей общую границу с Россией, — сказал, что он должен будет проконсультироваться с союзниками Канады по этому вопросу.
Сергей Марков, связанный с Кремлем политический аналитик, сказал, что г-н Трюдо считается в Москве «прогрессивным» политическим лидером, который, потенциально, способен сыграть более важную роль в улучшении отношений между Россией и Западом. Однако, по словам г-на Маркова, любой канадский лидер будет находиться под «очень, очень большим давлением» со стороны насчитывающего 1,3 миллиона человек украинско-канадского сообщества.
В то время как Киев и его западные союзники рассматривают конфликт в Донецке и Луганске как российскую агрессию, хотя и ограниченную, Москву обвиняют в отправке своих солдат через границу, где они воюют на стороне ополченцев. Кремль утверждает, что на востоке Украины идет «гражданская война», в ходе которой поддерживаемая Западом национальная армия борется с русскоговорящим населением этого региона. Более 9 тысяч человек погибли с момента начала вооруженного конфликта на Украине весной 2014 года. Канада и другие западные страны после 2014 года ввели против России несколько видов санкций. Ожидается, что окончание конфликта в Донецке и Луганске приведет к снижению уровня отдельных санкций, тогда как остальные, если рассуждать теоретически, останутся в силе, пока Крым находится под российским контролем.
Ярослав Баран (Yaroslav Baran), председатель расположенного в Оттаве Конгресса украинцев Канады, сказал, что представители диаспоры будут разочарованы, если «Операция Объединитель» будет закончена и, если это произойдет, то миссия в Латвии также будет важным усилием, направленным на то, чтобы заставить Россию отказаться от дальнейшего военного авантюризма в Восточной Европе.
Г-н Баран сказал, что его не беспокоит изменение тона Канады в отношении России в правительстве г-на Трюдо.
«Если правительство хочет полностью прекратить диалог, считая это принципиальным вопросом, и направить соответствующий сигнал, то это его прерогатива. Если другое правительство хочет возобновить диалог для того, чтобы иметь возможность поругать, то это тоже законно. Посмотрим, каким будет результат, но я не думаю, что возобновление диалога обязательно является свидетельством того, что теперь все будет мило и по-дружески».