Любитель «Лад» и член «Лада-клуба» (Lada-kerho) Юсси Кулонен (Jussi Kulonen) с интересом ждет организуемого финской таможней аукциона, который состоится в ближайшие выходные. О размещении он позаботился заранее в связи с предстоящим наплывом публики. До здания муниципалитета Салла он доедет из общины Пирккала на заказанной заранее машине в компании примерно десяти человек.
«Лады», брошенные зимой просителями убежища у пункта пропуска Салла, будут продавать с аукциона в пятницу и субботу, но Кулонен со своей компанией планирует провести здесь время уже с четверга до «середины следующей недели».
«Это важнейшее событие нынешнего лета, я к нему готовился. Мы распределили время так, чтобы хватило на оформление документов и прочее», — говорит любитель. 40-летний Кулонен рассказывает, что увлекается машинами «практически всю свою жизнь». Его коллекция сейчас насчитывает 40 автомобилей, половина из которых — «Лады».
«Цель состоит в том, чтобы мы смогли вывезти максимально много машин, две-три возможно перевезти».
Всего в списке машин, которые будут продаваться на аукционе, 128 экземпляров, в том числе 83 «Лады» и 9 «Волг». Какие модели любитель предпочел бы сам?
Кулонен смеется и говорит, что мог бы перечислить весь список. По просьбе Helsingin Sanomat он выбрал из списка три интересных экземпляра.
Например, Кулонен отметил зеленый универсал с круглыми фарами, стоимость которого, по его предположению, может «легко подняться выше тысячи евро».
«Это такая модель, которая точно может заинтересовать любителей. Таких в Финляндии очень мало. Вообще „Лады“ с круглыми фарами вызывают интерес, особенно универсалы».
«Машина выглядит неважно, но ее можно привести в порядок».
Кулонен подозревает, что популярна будет и «Лада-21013» 80-х годов с круглыми фарами, которую он описывает как классическую модель.
«Любителей интересуют модели постарше, с круглыми фарами. Модели 80-х годов не вызовут технических проблем при регистрации в Финляндии. Машины, которые можно завести, конечно, будут пользоваться успехом», — говорит Кулонен.
«Более современные модели продают на запасные детали, и они, вероятно, не стоят так дорого, как более старые классические модели».
Среди необычных экземпляров аукциона Кулонен выделяет собранную в 90-х Daewoo Nexia. По мнению Кулонена, это — пример машины, которую в Финляндии никогда не продавали.
«Я считаю довольно экзотической эту Daewoo, собранную в Узбекистане. Для многих любителей важнейшим фактором является то, что машина сделана в России или на территориях бывшего Советского Союза».
В январе газета Helsingin Sanomat рассказывала о старых автомобилях, которые оставляли у пограничных станций, в основном о «Ладах». На этих автомобилях беженцы приезжали в Финляндию из России, а государство их потом конфисковало. Любители российских машин воодушевились, и община Салла представляет грядущее событие как «спектакль». Перед началом аукциона община организует для интересующихся экскурсии на местную станцию по переработке отходов.
В туристические службы общины Салла уже сейчас поступают десятки звонков ежедневно. Глава общины Эркки Парккинен (Erkki Parkkinen) отмечает, что на мероприятие могут приехать тысячи людей.
«Это очень важно для нас — пока идет продажа машин, община создает свой образ. Многие, наверное, объединят с поездкой на это мероприятие летний отдых или летнюю поездку. Посещение аукциона можно совместить с путешествием, ловлей рыбы и прогулками по сопкам», — рассуждает Парккинен и отмечает, что восточные машины вызывают и международный интерес.
«Заинтересованы СМИ Германии, России и Швеции. Даже представители телевидения заинтересованы в том, чтобы приехать сюда. Могут появиться неожиданные иностранные гости и покупатели, это уникальная черта, которая делает аукцион особенным летним событием».
По словам Кулонена, этот аукцион — исключительный.
«Таможня и Силы обороны иногда проводят аукционы, но небольшие. Этот аукцион отличается количеством и маркой машин».
Таможня напоминает, что на автомобилях, купленных на аукционе, нельзя ездить и их нельзя регистрировать, пока не выплачен соответствующий налог на машину.
Автомобили, не проданные на аукционе, останутся государству, они будут уничтожены под надзором таможни.