Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На пути к национальной катастрофе?

© REUTERS / Patrick T. FallonАктивисты сжигают флаг во время акции протеста против произвола полиции
Активисты сжигают флаг во время акции протеста против произвола полиции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе на улицах лилась кровь: в двух городах люди пали жертвами полицейского насилия, в другом были убиты полицейские. Американские лидеры выглядели плачевно. Я делаю ставку на то, что здоровая лесная поросль важнее гнилой заразы. Но прошлая неделя пошатнула мою веру. Под ногами нашего общества — не пол, как мы думали, а бездна, и в ней живут демоны.

Я никогда толком не понимал, как в Европе мог появиться фашизм, но теперь начинаю понимать. Возьмем за отправную точку глубинные исторические перемены, например, Великую депрессию или переход к информационной экономике. Определенное количество людей лишается собственности. Они теряют идентичность, самоуважение и надежду.

Их чувство самоуважения начинает зависеть от мнения племени, а не от их действий. Они вязнут в своем негодовании, все глубже впадают в зависимость от восприятия себя в качестве жертвы. Они отдают предпочтение политикам, которые лгут о причинах их проблем и о способах их преодоления. Факты теряют свое значение. Развлечения вытесняет реальность.

Как только вскрываются факты, вместе с ними всплывает и все остальное. Люди, ценящие в частной жизни смирение и доброту, отказываются от этих качеств при выборе лидеров в общественной жизни. Черствея от разрушительного цинизма, они покупаются на сумасшедших шоуменов.

Тут, вероятно, происходит событие-катализатор. В доведенных до таких условий обществах не хватает культуры, происходит социальная изоляция. Это означает, что в них появляется множество одиноких, отчужденных молодых людей, стремящихся к самоутверждению через насилие. Некоторые из них служат в полиции, другие сидят у себя дома, мечтая о массовых убийствах. Когда они переходят к действиям, результаты могут быть непредсказуемы.

Обычно трагедии объединяют общество, но дезориентированное общество, сошедшее с рельсов реальности, может двигаться в противоположном направлении. Во время собраний его охватывает племенная агония. Политическая жизнь вдруг вырывается из-под контроля и уносит страну в дикое, неузнаваемое пространство.

Так было в Европе в 1930-е годы Сейчас мы еще далеки от подобного падения в Америке, но подошли к этому рубежу как никогда близко. Давайте говорить откровенно: в конце прошлой недели на какой-то момент вскрылась бездна.


На прошлой неделе на улицах лилась кровь: в двух городах люди пали жертвами полицейского насилия, в другом были убиты полицейские. Американские лидеры выглядели плачевно. Слова директора ФБР напомнили нам, что Хиллари Клинтон предпочитает открыто лгать, чтобы не испортить свою карьеру. Дональд Трамп, конечно, врет постоянно и без угрызений совести. Очень легко увидеть кошмарную траекторию, по которой движется наша страна.

Какое решение целого ряда задач нашего времени предложит Америка, когда ее лидеры беспомощны, политическая риторика не обращает внимания на факты, а политические партии разделены по линии расы и готовы в любой момент «взорваться»?

С другой стороны…


Я никогда не понимал, как нация может возникнуть как таковая и повернуться на 180 градусов, но теперь начинаю понимать. В далекие 1880-е и 1890-е Америка переживала столь же глубокие кризисы, как и сегодня. Экономика проходила через эпохальные перемены и шла к индустриализации. Политическая система была хуже и более коррумпированной, чем у нас сегодня. С культурой тоже дело обстояло плохо. Расизм и антииммигрантские настроения распространялись, как чума. Городская бедность была на неописуемом уровне.

И все же Америка дала отпор. Появился новый правящий класс, сначала в разных местах, потом превращаясь в национальное движение. В 1889 году Джейн Аддамс организовала благотворительный общественный центр для беднейших слоев населения. В 1892 году Фрэнсис Беллами написал «Клятвы верности», чтобы дать неоднородному населению страны ощущение общности. В 1902 году Оуэн Уистер опубликовал свой роман «Виргинец», где сформировал поразивший воображение Америки миф о ковбоях.

Появились новые политические лидеры. В разных городах прогрессивные реформаторы очистили политику и вывели государственную службу на профессиональный уровень. Теодор Рузвельт участвовал в выборах в тот момент, когда мало кто из «Лиги плюща» считал это достойным. Он связал страну новой национальной идеей и способствовал принятию законов, обеспечивавших открытый, честный и конкурентный характер капитализма.


Это был совершенный пример того, как общество справляется с вызовом времени и преодолевает его. Прогрессисты были далеки от идеала, но они получили в наследство загнивающие институты власти, реформировали их, возвестив начало новой эры национального величия.

Так какой же путь выберем мы? От этого вопроса зависит будущее мира.

Одно из направлений, в котором следует думать, таково: Америка до сих пор обладает огромными ресурсами на местном и социальном уровне. Здесь, в Сан-Антонио, есть полицейские, которые знают, как разрешать конфликты, проявляя достоинство и уважение. Где бы я ни оказался, всюду есть мэры, которые мыслят практически и недогматично. Могут ли эти местные лидеры сдвинуть и спасти национальную систему, или национальная политика настолько вышла из строя, что она перевесит и извратит все хорошее, что было достигнуто шаг за шагом?

Я делаю ставку на то, что местные власти имеют больше влияния, что здоровая лесная поросль важнее гнилой заразы. Но прошлая неделя пошатнула мою веру. Под ногами нашего общества — не пол, как мы думали, а бездна, и в ней живут демоны.