Явно желая засвидетельствовать поворот во внешнеполитическом курсе Бразилии, министр иностранных дел Жозе Серра (José Serra) пытается препятствовать тому, чтобы Венесуэла — одна из автократий, с которой Бразилия сблизилась за время нахождения у власти «Партии трудящихся» — стала следующим председателем МЕРКОСУР.
На прошлой неделе министр от социал-демократов пытался убедить президента Уругвая Табаре Васкеса присоединиться к предложению Бразилии и ввести дополнительные условия для перехода руководства блоком к Каракасу.
Бразильский МИД считает, что венесуэльцы сначала должны привести собственные таможенные и трудовые нормы в полное соответствие с теми, что согласованы между странами-членами. Всем понятно, что это требование нереально — установленный срок заканчивается в августе, а разрешение данного спора сегодня едва ли является приоритетом для правительства Николаса Мадуро.
Поэтому речь идет скорее об использовании формального предлога — пусть даже дискуссия и имеет под собой основания — для того, чтобы изолировать режим чавистов. Васкес выдержал напор бразильцев и по-прежнему намерен передать шестимесячный мандат Венесуэле.
Вето могло бы стать способом оказать давление на Венесуэлу, дабы принудить ее отказаться от авторитарной эскалации, о которой свидетельствует рост числа политических заключенных и кооптация судебных органов и других учреждений.
Хотя предложение Серры является более мягким по сравнению с инициативой парагвайцев, которые хотят временно исключить Венесуэлу из блока, бразильский министр отходит от традиции своего МИДа в отношении стран континента — то есть от тактичных действий, направленных на достижение консенсуса, и от позиционирования себя в качестве посредника в конфликтах.
Кроме того, утверждение о том, что Венесуэла нарушает принятые нормы, создало бы опасный прецедент, поскольку случаев неуважения к правовой системе блока и без того уже хватает.
Чавизм разрушает венесуэльскую демократию и ввергнул страну в хаос, но история показывает, что международная изоляция зачастую приводит к еще большей внутренней радикализации. Достаточно вспомнить жесткий политический курс, проводимый США в отношении Кубы, который на протяжении десятилетий служил диктатуре Кастро в качестве оправдания для подавления диссидентского движения.
Экономический кризис и непопулярность Мадуро свидетельствуют о том, что дни режима сочтены. Бразилии следовало бы готовиться к тому, чтобы оказать Венесуэле помощь в предстоящий переходный период, а не расходовать энергию на публичные разборки и контрпродуктивные санкции.