История российской спортсменки Дарьи Клишиной, которую «травят» за допуск к Олимпиаде, — это лучшая иллюстрация того, как устроено сознание «патриотической общественности».
Напомню, что российских легкоатлетов не допустили к Олимпийским играм. Профильная федерация приняла такое решение из-за допинг-скандалов вокруг российской сборной. По данным Всемирного антидопингового агентства (WADA), глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков лично распорядился уничтожить 1 тысячу 417 допинг-проб перед проверкой. В итоге российская сборная рискует недосчитаться на ближайшей Олимпиаде до десяти медалей — во всяком случае, после предыдущего соревнования в 2012 году легкоатлеты привезли в Москву восемь главных наград.
Единственным исключением стала российская спортсменка Дарья Клишина (прыжки в длину) — только ей международные федерации не выдали «волчий билет». В первую очередь, это связано с тем, что, в отличие от своих коллег, последние несколько лет Клишина тренируется не в России, а в США под контролем американских тренеров и американского же антидопингового комитета.
Но вместо того, чтобы порадоваться за спортсменку, российское публичное пространство устроило ей форменную травлю.
Вменяют в вину самые неожиданные вещи. Возмущаются тем, что Дарья Клишина в соцсетях поблагодарила международную федерацию за допуск к соревнованиям. Ругают за то, что она «из солидарности с остальными» не снялась с соревнований. Некоторые медиа всерьез обсуждают вопрос о том, не слишком ли счастливой выглядит Клишина в разгар допингового скандала.
И это лучшая иллюстрация того, как устроено сознание у российской «патриотической общественности».
В рамках этого мироощущения недопуск легкоатлетов на Олимпиаду не может быть связан ни с каким допинг-скандалом. Напротив — это всего лишь еще одно доказательство того, что Россия находится в кольце врагов и что эти враги стремятся России всеми возможными способами навредить. И бессмысленно в этот момент вспоминать о результатах расследования, об уничтоженных российскими спортивными функционерами допинг-пробах, о череде скандалов и дисквалификаций, которые в итоге привели к недопуску сборной к Олимпиаде. Патриотический вердикт останется неизменным: все, что произошло, — это часть глобального антироссийского заговора.
А Дарья Клишина в рамках подобного подхода — это «коллаборационист», которая сотрудничает с «врагом». Которая, к тому же, не считает дисквалификацию остальных спортсменов — заговором.
В рамках такого подхода, если ты рад тому, что Клишина едет на Олимпиаду, — значит согласен с претензиями, которые есть у международных федераций к российской сборной. Значит, разделяешь подозрения в уничтожении и фальсификации российских допинг-проб. Значит, сомневаешься, что российские спортивные успехи были заслуженными. Значит, не веришь в то, что существует антироссийский заговор. Значит, ставишь под сомнение то, что Россия — жертва, а весь остальной мир вынашивает в отношении нее агрессивные планы.
И Дарья Клишина стала всего лишь еще одной иллюстрацией того, что в современной России попытка играть по правилам может стать основанием для обвинений в бесчестности.