Новое предложение в отношении Сирии, направленное администрацией Обамы в адрес России, оказалось более масштабным, чем было известно ранее. Оно открывает путь к глубокому сотрудничеству между американскими и российскими военными, разведывательными агентствами, а также предусматривает проведение скоординированных ударов с воздуха с использованием американских и российских самолетов по сирийским повстанцам, которые считаются террористами. Все это следует из текста предложения, который мне удалось получить.
Госсекретарь Джон Керри (John Kerry) планирует обсудить этот план с высокопоставленными российскими официальными лицами в ходе своего визита в Москву в четверг. Как я уже сообщил в прошлом месяце, администрация США предлагает присоединиться к России и усилить бомбардировку позиций «Джабхат ан-Нусры» (запрещенная в России организация), сирийского филиала «Аль-Каиды» (запрещенная в России организация), которая также известна как «Фронт ан-Нусра». Раньше не было сообщений о том, что Соединенные Штаты предлагают создать новый военный командно-контрольный центр для координации авиационных операций, в состав которого войдут американские и российские военные, представители разведки, а также эксперты по конкретным вопросам.
В целом это предложение существенным образом изменит политику Соединенных Штатов и направит больше американской военной мощи против «Джабхат ан-Нусры», которая, в отличие от «Исламского государства» (запрещенная в России организация), сфокусирована на борьбе против режима сирийского президента Башара аль-Асада. В таком случае антитеррористическая операция Соединенных Штатов в Сирии будет расширена, но подобный вариант будет также благом для режима Асада, поскольку в результате может произойти значительное ослабление тех сил, против которых он ведет борьбу. Этот план также представляет собой большое изменение в американо-российской политике. Он может предоставить российскому президенту Владимиру Путину то, чего он давно хочет: более близкие отношения в военной области с Соединенными Штатами, а также смягчение его международной изоляции. Вот почему Пентагон первоначально выступал против этого плана.
Тем не менее еще нет полной ясности относительно того, согласится ли с ним Путин, а также относительно выполнения Россией его положений в том случае, если он будет принят.
Сотрудники администрации предупреждают о том, что окончательного решения еще нет, и что никакое формальное соглашение между двумя странами пока не достигнуто. Переговоры относительно текста соглашения продолжаются накануне прибытия Керри в Москву.
Предлагаемая «Совместная группа по имплементации» (Joint Implementation Group) будет находиться около Аммана, Иордания, а в ее задачу будет входить «расширенная координация между Соединенными Штатами и Российской Федерацией за рамками уже установленных процедур относительно безопасности полетов».
Согласно предложению Обамы, Соединенные Штаты и Россия создадут отдельные штабы для проведения новой операции, а также совместный координационный центр. Каждая сторона направит туда «высокопоставленных национальных представителей», сотрудников разведки, экспертов по конкретным вопросам, а также операционных специалистов «с опытом работы в области национальных процедур по планированию ударов, определению целей, расчету боевых средств, операционному закону (operational law) и по другим функциям». Обе страны направят также сотрудников службы поддержки «для решения логистических задач, защиты войск, коммуникации и выполнения других работ».
В предложении нет данных относительно точного числа сотрудников этого центра.
«Участники с помощью „Совместной группы по имплементации“ должны осуществлять координацию между участниками для проведения военных операций» против «Джабхат ан-Нусры», подчеркивается в документе. Прежде всего, Соединенные Штаты и Россия будут обмениваться разведывательными данными. Затем, если оба правительства будут согласны, «участники должны будут скоординировать процедуры для проведения интегрированных операций».
Первоначально в рамках этой миссии Соединенным Штатам и России предстоит совместно определить цели, относящиеся к «Джабхат ан-Нусре» и «Исламскому государству», а затем они должны будут решить, чьи военно-воздушные силы будут выполнять определенные операции. Затем, если оба правительства будут согласны, военно-воздушные силы обеих стран могут начать проводить «интегрированные операции», которые включают в себя помощь друг другу при выполнении боевых заданий.
В обмен на помощь в борьбе против «Джабхат ан-Нусры» от российской стороны потребуется ограничить нанесение ударов с воздуха по тем целям, о которых договорятся обе стороны, в также обеспечить, чтобы сирийские военно-воздушные силы оставались на земле и не бомбили цели в согласованных «обозначенных районах».
Однако это соглашение предусматривает широкие исключения из ограничений для русских и для режима Асада. Российским военно-воздушным силам по-прежнему будет разрешено наносить удары по «Джабхат нн-Нусре» в одностороннем порядке, если будет существовать «непосредственная угроза» их военнослужащим. А сирийскому режиму будет разрешено наносить бомбовые удары по «Джабхат ан-Нусре», если эта группировка попытается продвинуться за пределы «обозначенных районов», в которых она уже действует. Кроме того, если «Джабхат ан-Нусра» будет атаковать режим даже из «обозначенных районов», то русские в соответствии с новым соглашением могут прийти на помощь режиму. Детали «обозначенных районов» в документе не приводятся.
«Все действия должны быть в соответствии с условиями соглашения о прекращении враждебных действий», —подчеркивается в документе, то есть имеется в виду соглашение о прекращении огня. По мнению Госдепартамента, ни Россия, ни Асад в настоящее время не выполняют условия соглашения о прекращении огня.
Во второй части предложения, озаглавленной «Подход для практического российско-американского сотрудничества в борьбе против ДАИШ и „Джабхат ан-Нусры“ и укрепления режима прекращения враждебных действий», администрация приводит детали относительно того, как она хочет, чтобы Соединенные Штаты и Россия работали вместе на земле.
В течение пяти дней после образования «Совместной группы по имплементации» обе стороны должны представить совместную карту всех мест расположения «Джабхат ан-Нусры» и начать делиться разведывательной информацией относительно местонахождения лидеров группировки, лагерей подготовки, логистических складов, маршрутов снабжения и центров управления. Затем представители обеих сторон начнут определять цели для нанесения ударов в «обозначенных районах».