Несколько месяцев назад экономисту из Гарварда Дани Родрику (Dani Rodrik), одному из наиболее авторитетных специалистов, задали вопрос о том, какую из стран сегодня больше всего недооценивает мировая общественность и инвестиционное сообщество.
Родрик, не колеблясь, ответил: «Бразилию». Ссылаясь на борьбу с коррупцией, он отметил, что бразильцы «… в своем обращении с системой демонстрируют политическую зрелость, тем самым на десятилетия опережая даже более развитые индустриальные страны (…) В долгосрочной перспективе я бы сделал ставку на Бразилию».
Решение британцев распрощаться с Европейским союзом (ЕС) сместило гравитационную ось мирового риска. Если до недавнего времени развивающиеся страны, с завершением сырьевого суперцикла и предполагаемым возобновлением роста в странах ОЭСР, были не в чести, то, по крайней мере в нынешних обстоятельствах, эта тенденция изменилась.
В контексте возможных расколов в ЕС и в самом Соединенном Королевстве ФРС, центральный банк США, едва ли с готовностью пойдет на повышение процентных ставок. Все это на руку тем, кому, как Бразилии, необходимо привести макроэкономику в порядок.
Кроме того, многие простаивающие капиталы в мире ищут возможности для M&A (слияний и поглощений), которые выглядят привлекательнее в Бразилии ввиду меньшей стоимости компаний по сравнению с ценовым уровнем периода «Бразилиямании» (преимущественно между 2007 и 2012 годом). Также в мире есть обильные ресурсы для инфраструктурных проектов — столь необходимых и потенциально прибыльных в Бразилии.
Некоторые из них уже покидают формат видеопрезентаций. Бразильское правительство намекает на амбициозную программу. Целый ряд стран уже указывает на жизнеспособность таких масштабных проектов, как, например, железная дорога Bioceânica, которая свяжет Бразилию с тихоокеанским побережьем.
В исследовании, проведенном китайской компанией CREEC, сообщается, что на строительство железной дороги протяженностью в пять тысяч километоров потребуется девять лет. Поезда будут отправляться из Гояса, затем пересекать Анды и заканчивать свой маршрут в Байоваре, Перу. На начальной стадии проект предполагает перевозку 23 миллионов тонн грузов. Через 25 лет объемы могут достигнуть 53 миллионов тонн.
Как бы странно и неожиданно это ни казалось, среда, включающая Бразилию, улучшается. Тем не менее, долгосрочным инвесторам, как заинтересованным в инфраструктуре, так и тем, кто хочет купить или расширить бизнес в Бразилии, нужно как минимум иметь твердую почву под ногами. Им необходим символический жест, перевернутая страница. Они ждут подтверждения импичмента отстраненного от должности президента. Они ждут — и болеют за — «Дилмексит».
Брексит повлечет за собой определенные последствия для Бразилии. Но Великобритания не является ключевым направлением нашего экспорта (хотя для этого есть большой потенциал), а Бразилия, безусловно, не приоритет для британцев в случае прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (и здесь тоже есть большие возможности для расширения).
Безусловно, произошедшее окажет существенное воздействие на очертания глобализации, но случится это не в одночасье. И, подойдя к вопросу с мудростью и выработанной стратегией, Бразилия сумеет адаптироваться.
А вот «Дилмексит» будет иметь исключительно положительные и абсолютно мгновенные эффекты. Он ознаменует собой конец целой эпохи. Будет означать, что спад завершился. Что можно возвращаться на путь восстановления уровня инвестиций. Оставить в прошлом дипломатическую позицию страны третьего мира. Снизить влияние боливаризма в Бразилии и по всей Латинской Америке. Укрепить то, что входит в сферу национальных интересов.
«Дилмексит» позволит восстановить макроэкономический треножник. Позволит по крайней мере помечтать о модернизации в области политики, безопасности, в сфере труда и налогообложения. Подчинить функционирование государственных институтов более справедливому принципу меритократии. Сократить возможности для ставленничества в промышленной политике. Наконец, вернуться к росту.
Что касается ближайшего будущего Бразилии, здесь нет никаких сомнений. «Дилмексит» в разы важнее, чем Брексит.