В Сирии намечаются массовые убийства, которые даже на шестом году восстания против диктатора Башара Асада (Baschar al-Assad) могут затмить собой все прежние ужасы — и мир молчит.
Войска диктатора и его союзников замкнули в кольцо крупный город — Алеппо. С воздуха путинские ВВС продолжают безжалостно бомбить жилые дома.
— После Руанды и Сребреницы Алеппо становится новым, значимым символом провала политики Запада. Министерство иностранных дел также хранит молчание в отношении надвигающейся катастрофы.
— BILD называет десять факторов, касающихся осады Алеппо. Десять причин, почему закон гуманности гласит: пора наконец, действовать и, наконец, обратить внимание на бесчисленные проигнорированные требования.
1. Режим перемирия провалился
С 27 февраля действует согласованное на международном уровне перемирие в Сирии. Боевые действия ведутся официально лишь против террористических организаций «Фронт Ан-Нусра» и ИГ (обе террористические организации запрещены в РФ) То, что было подготовлено в ночь на 12 февраля в Мюнхене, обрело силу после решения, принятого Советом безопасности ООН 26 февраля в Нью-Йорке.
С тех пор ясно стало следующее: мир снова обвели вокруг пальца, и прежде всего — Россия и режим Асада. За краткой фазой успокоения последовала новая эскалация при участии обеих сторон, которая вылилась в тысячи жертв среди мирных граждан, а теперь еще и взят в кольцо город Алеппо.
«Режим Асада и Россия с самого начала рассматривали перемирие как возможность наносить удары там, где им было больше всего выгодно», — заявил Джефф Уайт (Jeff White), представитель «фабрики мысли» Вашингтонский институт (Washington Institute) изданию BILD. «Сражайся, где хочешь или должен, заставь замолчать оружие там, где тебе необходимо отдохнуть или перегруппироваться». В военном отношении перемирие «в высшей степени необоснованно», — полагает Уайт. С политической точки зрения оно, однако, важно, поскольку создает миф «завоевания», которое необходимо «сохранять» и «защищать».
Уайт: «Это противоречит здравому смыслу в отношении действительной ситуации, но США и в особенности г-н Керри все еще строго придерживаются прежней позиции».
Подобная оценка действий релевантна и для министра иностранных дел Германии Штайнмайера (Steinmeier). 9 мая он говорил о том, что «наступило существенное успокоение ситуации». Трехмесячное активное наступление режима Асада и России, приведшее теперь к взятию в кольцо 300 тысяч человек, министерство иностранных дел в Берлине не заметило, не прокомментировало, не говоря уж о том, чтобы вынести какое-то решение к какому-то конкретному сроку.
Сирийский активист Моххамед Аль-Несер (Mohamed Al Neser) из Алеппо сообщил изданию BILD, что нельзя доверять ни Асаду, ни Путину, когда те говорят о перемирии: «Пару дней назад Асад провозгласил новое перемирие для Алеппо. Два часа спустя его войска замкнули кольцо окружения вокруг Алеппо. Это должно было продемонстрировать миру, что Асад не признает границ и переходит все красные линии».
2. Угроза геноцида
Большинство замкнутых в кольцо в Алеппо — сунниты, в то время как на стороне диктатора Асада сражаются боевики-шииты. Шииты уже в соседнем Ираке совершили тяжелейшие преступления в отношении суннитского населения, за последнее время — при завоевании города Фаллуйах. Ненависть среди коренных жителей огромна и широко распространена.
И в Сирии эти шиитские боевики нагнетали конфликт, уповая на этнически-религиозные мотивы, и, прежде всего, это те же боевики из соседних стран, которые душат Алеппо своим кольцом.
Есть пара солдат Асада, но большинство бойцов, которые окружили Алеппо, относятся к иностранным террористическим группировкам, говорит солдат Вард (Свободная сирийская армия, ССА), изданию BILD. Среди них находятся ливанские бойцы движения «Хезболла», иракские Катаиб Хезболла, руководимые иракскими командирами группировки «Аль-Каида».
Кроме того, группа повстанцев при защите Алеппо наткнулась на афганских бойцов бригады Fatemiyoun, которые также получают команды из Ирана, равно как и бригада «Аль-Каида», палестинское единство, которое в равной мере сражается на стороне диктатора Асада.
Оценку действий солдат ССА разделяет и эксперт по Сирии Михаэль Хоровиц (Michael Horowitz) из «фабрики мыслей» Levantine Group: «Выступающие за режим Асада силы, среди них и поддерживаемые Ираном боевики, бойцы движения „Хезболла“ и палестинские боевики… отрезают единственную линию снабжения в город», — объясняет эксперт в беседе с газетой BILD.
Асад и его иностранные боевики, однако, опасны не только для суннитов, говорит активист Моххамед Аль-Несер (Mohamed Al Neser) изданию BILD. Все гражданские лица в населенных пунктах вне занимаемых Асадом и его союзниками территорий являются врагами и тем самым свободными для обстрелов«.
3. Голод неизбежен
Согласно Моххамеду Аль-Несеру, который сам родом из Алеппо, сегодня в городе проживают порядка 300 тысяч человек. Восточные, удерживаемые боевиками районы, до сих пор были доступны лишь через «дорогу Кастелло» на севере города. Город уже на протяжении нескольких лет окружен войсками Асада.
«Поскольку в Алеппо нет места для выращивания растений для пропитания, все люди получали провизию и топливо по последней доступной дороге. Однако так как она уже два дня перекрыта, сейчас возникает недостаток овощей и иных свежих продуктов питания».
Эксперт по Ближнему Востоку Джефф Уфйт из Вашингтонского инстиутута, правда, полагает, что жители города сделали выводы из длительной кризисной ситуации и успели сделать запасы. Тем не менее он убежден: «Я ожидаю, что осада будет длиться долго, а ее эффект будет проявляться еще дольше».
Активист Аль-Несер опасается, что в городе есть еще запасы, кроме хлеба и муки. «Так как в Алеппо ни один район не защищен, организации помощи и большинство торговцев разместили свои запасы вне границ города».
И Уайт уверен, что гуманитарная катастрофа в ближайшие месяцы разрастется настолько, что «некоторые поставки служб помощи, которые моли бы смягчить последствия, оставлены без внимания». Но к настоящему моменту для многих это уже было бы слишком поздно.
4. Российские войска поддерживают осаду
Запад и немецкое министерство иностранных дел постоянно подчеркивают, насколько важна роль России при урегулировании конфликта. Россия должна «„повлиять на Асада“», чтобы урегулировать ситуацию, заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier). При этом стороны подчеркивают, насколько важна роль России при урегулировании конфликта. Россия «должна повлиять на Асада», чтобы ситуация оставалась спокойной, снова и снова повторял министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер.
Реальность выглядит иначе. Российские военные самолеты, и, вероятно, российские наземные войска создают для Асада и его войск возможность окружить кольцом сотни тысяч человек и, по данным местных активистов, играют ключевую роль ключевую роль при сдерживании котла Алеппо.
На видео видны самые современные боевые самолеты (Тип Сухой Су-35), осуществлявших бомбардировку города и его ближайших окрестностей. Такие самолеты в Сирии задействует только Россия. Россия действует не просто осмотрительно, а становится гарантом военных успехов режима Асада.
Пресс-секретарь поддерживаемых США сирийских повстанческих войск (ССА) подчеркнул: «Уже четыре дня дорога Кастелло отрезана, это единственный соединительный узел с Алеппо». По егт словам, сейчас дорога снова обстреливается российскими установками многоствольных реактивных установок типа БМ-30. «Они стреляют тяжелыми снарядами и ракетами по всему, что движется по дороге».
5. Применение кассетных боеприпасов и зажигательных бомб против гражданских лиц
При воздушных налетах на Алеппо и его предместья все чаще применялось запрещенное оружие; бомбы, запрещенные к использованию многими странами и ни в коем случае не могущие быть разрешенными в отношении гражданских лиц.
При этом речь идет об осколочных бомбах, которые незадолго до попадания отбрасывают несколько малых бомб; они не защищены броней, их не гасит вода, и сгорает все, с чем в соприкосновение они входят.
Многие сирийские активисты делают ответственными за налеты, прежде всего, российские ВВС. Эксперт по Сирии Джефф Уайт, напротив, считает важным и сложным однозначно сказать, произвели этот особый обстрел Путин или Асад. Но: «Атаки ВВС обеих сторон всеми возможными видами вооружения являются частью долгой, ориентированной на безопасность гражданских лиц операции».
Все это задумывалось для того, чтобы завершить поддержку населения путем насилия. Все-таки неизвестно — наряду с тысячами жертв среди гражданского населения — каковы были результаты этих атак.
6. Медицинское обеспечение полностью проваливается
Ситуация с обеспечением в Алеппо уже несколько лет катастрофическая; однако наиболее близкой к катастрофе является провал медицинской системы. Причина этому: больницы и медперсонал — это излюбленная цель армии диктатора Асада и его союзников. Снова и снова подвергаются бомбардировке клиники, гибнут врачи и медперсонал.
«Ситуация гротескная: в Алеппо ты чувствуешь себя в большей безопасности, если держишься подальше от зданий больниц», — сказал недавно доктор Абдулазиз (Abdulaziz), один из последних врачей, оставшихся в Алеппо. Свое настоящее имя он просил не называть, поскольку режим целенаправленно охотится за такими врачами, как он. Поэтому врачи в Алеппо проводят операции под псевдонимами, а подпольные больницы в Алеппо из соображений безопасности получили закодированные наименования.
BILD поговорил с д-ром Замером, который позавчера все еще работал в Алеппо, а сейчас находится по ту сторону города. «Через несколько часов после моего отъезда дорога Кастелло была перекрыта», — сказал врач в беседе с BILD. «В последние дни мне пришлось обследовать очень много пациентов, получивших тяжелые раны вследствие налетов ВВС — разорванные шрапнелью раны живота и грудной клетки, открытые переломы, травмы черепа. Пришлось также произвести несколько ампутаций.
Д-р Замер, у которого американское гражданство, добровольно вернулся в Алеппо, чтобы оказывать помощь.
Особенно его шокировал один случай: «Девочка, пяти лет была тяжело ранена после воздушного налета на рыночной площади». Спасатели принесли девочку к врачу, и это было опасным делом, так как ВВС Асада часто атакует одну и ту же цель, чтобы уничтожить тех, кто оказывает первую медицинскую помощь.
Д-р Замер: «Шрапнель поразила ее в голову, мы сразу перенесли ее в операционную. Был поражен большой кровеносный сосуд, она истекала кровью, и у нас не было достаточно материала для пересадки крови, чтобы ее спасти. Она истекла кровью на операционном столе».
Свою работу д-р Замер намерен продолжать, даже если он и не знает, когда снова попадет в Алеппо, и попадет ли сюда еще когда-то. «Никто больше не поможет людям. Истекающие кровью умирают буквально на твоих глазах, а ты ничего не можешь сделать. Но мы не сдаемся и пытаемся спасти как можно больше человеческих жизней».
7. Среди жертв все больше детей
Координаторы на местах пытаются занести в списки всех жертв в Сирии. Их числа говорят о следующем: только в последние дни были убиты 36 детей. Большинство из них в Алеппо. 8 июля погибло еще девять детей, 9 июля — пять детей, 10 и 11 июля — 22 ребенка. 70 из 98 погибших лишились жизни в Алеппо. Если считать все жертвы в Алеппо, то грозят фигурировать сцены, как в сирийской Мадайе. Там дети умирали от блокады, которую организовали солдаты Асада и бойцы террористической группы Хизболла. Попавшие в блокаду сначала ели кошек и собак, затем варили траву и листья что привело к случаям отравления.
В то время как в Мадайе умирали от голода почти 40 тысяч жителей, в Алеппо еще оставались до 300 тысяч человек, — соответственно больше могло оказаться число жертв среди мирного населения.
8. ВВС убивает свидетелей-журналистов
В прошедшие дни и недели все больше журналистов стали целью бомбардировок и налетов в Алеппо и вокруг него. В понедельник во время предположительно российского налета с использованием кассетных боеприпасов было убито 20 гражданских лиц вблизи города Терманен, к западу от Алеппо, в том числе журналист «Аль-Джазира» Омар Ибрагим (Omar Ibrahim). BILD удалось побеседовать с известным сирийским журналистом Хади Абдуллахом (Hadi Abdullah), который в середине июня сам стал жертвой авианалета, а вскоре после этого — бомбежки, и после всего этого остался в живых. Его друг и коллега Халед аль-Исса (Khaled al-Issa) погиб при бомбежке. Абдуллах заявил BILD, что Асад и вступившие с ним в альянс ВВС России «атакуют журналистов», чтобы прикрыть свои военные преступления. Поэтому и был убит Омар Ибрагим.
Наконец, в понедельник, при авианалете на центр Алеппо был ранен сирийский журналист Луай Баракат (Louay Barakat). Он работал на Buraq Media Foundation, сирийскую медиаорганизацию, сотрудники которой работают во всех областях страны, захваченных оппозицией.
9. Радикализация и приток сторонников в ИГИЛ (организация запрещена в РФ)
Если последние группы повстанцев ы Алеппо будут побеждены, а население останется беззащитным перед режимом Асада и шиитскими боевиками, то угрозой будет являться дальнейшая радикализация населения. Она может привести к убеждению, что защиту можно найти лишь у джихадистов ИГИЛ.
Это подтвердил Абу аль-Майед (Abu al-Majed), командир отряда повстанцев «Файлак аль-Шам». Изданию BILD он заявил: «Ситуация невыносима. Из-за бомбардировок дороги Кастелло гражданские лица и раненые в Алеппо больше не могут рассчитывать на помощь». Дорога бомбардируется 24 часа в сутки, участие в этом принимают снайперы и боевые самолеты.
«Мы не страдаем от лжи международного сообщества и крупных государств, которые утверждают, что заботятся о защите гражданских лиц», — сказал командир изданию BILD. «Нам не нужна ни финансовая поддержка, ни медицинское обеспечение, нам нужно оружие ПВО против тех самолетов, которые бомбили эту дорогу. Это единственное, что нам поможет».
До сих пор, однако, Запад ведет себя сдержанно, когда речь идет о поставке ручных систем ПВО повстанцам, — слишком велико опасение, что это оружие может попасть в руки членов джихадистских групп.
Если смерть распространится и дальше, то люди попытаюся бежать в контролируемую ИГ зону, считает Абу аль-Майед. «Там безопасней для всех». «Уже весной этого года бойцы сирийских повстанческих фракций вынуждены были сдаться, поскольку воевали на два фронта — против ИГ и режима Асада».
Наступление режима Асада и его шиитских союзников выгоняет тех суннитов, которые могли бы убежать, а именно — в руки террористов, кадры которых от этого только возросли бы.
10. Обострение кризиса с беженцами
Еще одним следствием окружения Алеппо может стать обострение кризиса с беженцами. Уже в прошедшие месяцы многие десятки тысяч жителей Алеппо бежали к границе с Турцией, на север Сирии, от палачей режима Асада и русских бомб.
Турция, однако, держит свои границы закрытыми и указывает на то, что уже приняла от 2,5 до 3 миллионов сирийских беженцев.
Беженцы из Алеппо принимаются только в лагерях для срочных случаев приема, недалеко от сирийско-турецкой границы.
Если Алеппо полностью попадет под власть режима Асада и связанных с ним боевиков, то серьезную угрозу испытают и лагери беженцев на севере. Десятки тысяч беженцев попали бы под давление с целью вытеснить их на север, в Турцию.
Весь инцидент с Алеппо имеет, к тому же, психологическую подоплеку: если падет самый значимый из удерживаемых сирийской оппозицией городов режима Асада, это стало бы мощнейшим сигналом для миллионов сирийцев бежать в лагеря в Турции, Ливане и Иордании. Их надежды на возвращение в Сирию без диктатора Асада разрушились бы на долгое время. Для них было бы слишком мало денег, чтобы избежать перспективы и дальше прозябать в лагерях для беженцев без надежды на улучшение ситуации. Многие тогда могли бы решиться на опасное путешествие в Европу через Средиземное море.
Мир должен действовать СЕЙЧАС
Окружение Алеппо завершилось в субботу вечером (9 июля 2016). Но о том, что беда наступит, было известно много месяцев назад, при этом правительства Европы, Северной Америки и Ближнего Востока ничего против этого не предприняли.
Мир смотрел на невыносимые страдания Сребреницы и Руанды и поклялся: никогда больше. И тем не менее на наших глазах возникает еще одна гуманитарная катастрофа, которая может разрушить все, что еще осталось в Сирии.
Но еще не поздно подать сигнал решимости. Сигнал Асаду и Путину должен звучать так: до сих пор и ни шагу дальше!
— Необходимо снова предоставить доступ гуманитарных организаций к 300 000, запертым в котле Алеппо.
— Запрещается подвергать бомбардировке страдающего от нужды населения; это должно быть одобрено обоими президентами.
— Следует прекратить ежедневную целенаправленную бомбардировку, жертвами которой становятся мужчины, женщины и дети в Алеппо и вокруг него. Немедленно.
Конфликтующие стороны должны придерживаться минимальных требований гуманности, которые одобрили все страны-участницы ООН.
Если они этого не сделают, мир должен показать, что он готов защищать основные права человека и делать это всеми доступными и необходимыми для этого средствами.