«Петербургский диалог» давно уже рассматривается как встреча «понимающих Путина». Между тем критика слышна уже и там. Однако такие темы, как кризис в Крыму или конфликт в Восточной Украине, не обсуждаются.
Перед началом мероприятия много символики. Участники «Петербургского диалога» едут на автобусах на Пискаревское кладбище. Под звуки траурной музыки солдаты несут венок с ленточками в цветах германского и российского флагов к скульптуре Родина-мать. Рональд Пофалла (Ronald Pofalla) и Виктор Зубков, оба председателя диалогового форума, следуют за солдатами, за ними идут десятки мужчин и женщин с красными гвоздиками в руках. Здесь на кладбище похоронены жители города, погибшие во время блокады Ленинграда во второй мировой войне. Все происходящее должно показать, что после опустошительной войны немцы и русские должны продолжать общение друг с другом.
Более 300 немецких и российских участников, представляющих культуру, науку, политику, религию, экономику и другие сферы общественной жизни, спустя семь лет впервые снова встретились для диалога в Санкт-Петербурге, там, где в 2001 году диалоговый форум и был основан. Участники планируют в течение двух дней дискутировать о «России и Германии на фоне глобальных вызовов». Встреча проходит в тот момент, когда отношения между Западом и Россией достигли самого низкого уровня со времен окончания холодной войны. И о том, как действовать в такой ситуации, в германской политике нет единого мнения. С одной стороны, есть желание продолжать диалог, как и прежде. С другой стороны, нельзя отказываться от собственных принципов.
«Безопасность возможна только с Россией, а не против нее»
Это противоречивость и отражает форум в Санкт-Петербурге. В своей речи на открытии форума вечером в четверг Рональд Пофалла высказал открытую критику. Он говорил о «противоречащей международному праву» аннексии Крыма и о поддержке Россией сепаратистов в Восточной Украине, критиковал нападения на правозащитников на Северном Кавказе, а также тот факт, что 130 неправительственных организаций в России числятся в списках «иностранных агентов». В то же время он много говорил об истории, которая связывает Германию и Россию. О том, что без Михаила Горбачева германское единство было бы невозможно. Также и гамбургский бургомистр Олаф Шольц (Olaf Scholz) затронул своей речи на открытии аннексию Крыма и дестабилизацию Украины, а также права гомосексуалистов в России. Но политик от СДПГ вспомнил также и о Вилли Брандте (Willy Brandt), Гельмуте Шмидте (Helmut Schmidt) и о переходе к политике сближения. «Безопасность возможна только с Россией, а не против нее», — сказал Шольц. Новую холодную войну никто не может себе позволить.
Центральный вопрос состоит в том, как вообще можно начинать диалог с Россией после аннексии Крыма и начала войны в Восточной Украине. Разногласия по этому вопросу в Германии становятся все заметнее. В то время, как из рядов социал-демократов раздаются голоса, требующие пошаговую отмену санкций, канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) остается непреклонной. По ее мнению, санкции должны оставаться в силе до тех пор, пока не будут выполнены Минские соглашения, которые должны гарантировать мир в Восточной Украине.
Говорить с Москвой, конечно, будут, и говорить будут на высшем уровне. В среду в Брюсселе заседал Совет НАТО-Россия. В тот же день российский президент Владимир Путин говорил по телефону с германским канцлером Ангелой Меркель и французским президентом Франсуа Олландом (François Hollande) о положении в Восточной Украине. А в четверг госсекретарь США Джон Керри (John Kerry) был с визитом в Москве, чтобы сделать предложение по совместной работе в Сирии. Однако, разговоры не привели к каким- либо результатам. Во время заседания в Брюсселе позиции НАТО и России так и не сблизились. «Атмосфера встречи была хорошей, но мы не договорились», — сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтерберг (Jens Stoltenberg). И выполнение Минских договоренностей несмотря на многочисленные встречи и кризисные разговоры не продвигается.
Критические вопросы исключены
В России кое-кто надеется на то, что Москва может использовать свои особые отношения с Германией. «Петербургский диалог» был создан Герхардом Шредером и Владимиром Путиным в то время, когда «особые отношения» между немцами и русскими играли большую роль. С российской стороны всегда сильно доминировали чиновники, с немецкой — представители экономики и политики, которые всегда традиционно разделяли официальную российскую позицию. Долгое время диалоговый форум был связан с правительственными консультациями. Еще в 2012 году Путин и Меркель говорили в Москве с участниками.
Но после аннексии Крыма стало ясно, что дальше так продолжаться не может. Правительственные консультации больше не проводятся, была заявлена реформа «Петербургского диалога». Теперь с немецкой стороны сопредседателем форума является бывший глава ведомства федерального канцлера и федеральный министр по особым поручениям Пофалла. Он должен был обновить форум. И действительно в этом году появились новые рабочие группы, был расширен круг немецких участников, так что появилось больше критических голосов. В первый вечер сам Пофалла говорил очень открыто.
Однако в рабочих группах еще многое надо реформировать. В этом году опять при выборе тем были исключены по-настоящему критические вопросы. В рабочих группах «Политика» и «СМИ» планируется говорить о кризисе с беженцами, в рабочей группе по культуре о восстановлении Пальмиры. Крым, война в Восточной Украине в повестке дня не обозначены.
Речь идет о примерах успешного сотрудничестве и переменах
С немецкой стороны есть два видения того, как обходиться с ситуацией. Одни хотят и дальше продолжать диалог: " Мы должны выйти из тупика взаимных упреков «, — говорит Мартин Хоффманн (Martin Hoffmann) из Германо-российского форума, организации, которая в «Петербургском диалоге» все еще имеет очень сильное влияние. Речь идет о «примерах успешного сотрудничества». Эта точка зрения поддерживается большинством экономических советников.
Правление фонда Генриха Бёлля Ральф Фюкс (Ralf Fücks) хочет напротив сначала увидеть перемены. «У части немецкой общественности есть мнение, что Украину надо забыть как можно скорее, чтобы вернуться к нормальности. Этого мы не можем сделать ни из-за Украины, ни из-за нас самих», — говорит он. Он скептически настроен по поводу готовности к диалогу российской стороны. В конечном счете в ней все еще сильно доминируют официальная политика и сторонники жесткой линии. На «Петербургском диалоге» слишком мало пространства для гражданского общества, считает Фюкс.
Однако, представители независимых неправительственных организаций из Санкт-Петербурга до открытия форума в отеле, где проходили заседания, имели продолжительный разговор с участниками. Они рассказали о проблемах. Многие российские НКО, которые получают деньги с Запада и заботятся о диалоге, были объявлены иностранными агентами. Среди них и Ганзейское бюро в городе Калининград. «Вы еще не иностранный агент?» — этот вопрос висит над головами российских НКО как дамоклов меч.