После страшного теракта во французской Ницце министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак (Mariusz Blaszczak) заявил репортерам, что во всем виновата политика мультикультурализма. «Сделали ли мы выводы из предыдущих терактов в Париже и Брюсселе?— сказал Блащак. — Это следствие политики мультикультурализма и политкорректности».
Возможно, заявление члена правой польской партии «Закон и справедливость» Блащака и является признаком дурного тона, однако с ним могут согласиться очень многие в нашем мире.
Трудно возразить против того, что Франция поддерживает мультикультурализм в большей степени, чем Польша. В начале года исследовательский центр Pew провел опрос, результаты которого были опубликованы совсем недавно. Они показывают, что, по мнению 24% французов, из-за такого многообразия культур жить во Франции стало хуже. 26% сказали, что благодаря ему Франция стала лучше, а 48% заявили, что никакой разницы нет.
В ходе того же опроса выяснилось, что Франция намного положительнее относится к мусульманам, чем основная часть Европы. Несмотря на серию террористических нападений исламских экстремистов, всего 29% французских граждан негативно относятся к мусульманам, а у 67% отношение к ним положительное. Это пятипроцентное увеличение по сравнению с предыдущими годами, и более позитивное отношение к мусульманам только в Германии и Британии.
Напротив, в Польше отрицательно к мусульманам относятся 66% людей, и лишь у 19% отношение к ним положительное. Более негативное отношение только у венгров и итальянцев – 72 и 69 процентов, соответственно.
В Польше большое количество людей считают, что мусульмане у них в стране склонны поддерживать такие группировки как «Исламское государство» (террористическая организация, запрещена в России, – прим. перев.), члены которого приветствовали нападение в Ницце, однако ответственность за теракт на себя не взяли. 12% поляков полагают, что большинство мусульман у них в стране поддерживают экстремистские группировки, а еще 23% сказали, что таких сторонников экстремизма «много». И лишь 12% считают, что таких сторонников «очень мало». Во Франции 44% сказали, что сторонников экстремизма у них «очень мало». 6% считают, что их «большинство», а 13% — что их «много».
Несмотря на кажущуюся связь между беженцами из мусульманских стран и терроризмом, получившим широкое распространение в Европе, данные центра Pew говорят о том, что в целом граждан Франции больше беспокоят экономические факторы.
Справедливости ради надо сказать, что опросы не раскрывают всю сложность ситуации. Отношения Франции с мусульманским миром весьма непростые.
Исследования показывают, что мусульмане сталкиваются с дискриминацией на французском рынке труда и составляют несоразмерно высокий процент среди заключенных. Страна также приняла законы, запрещающие ношение закрывающих лицо платков, а это шаг, направленный конкретно против мусульман.
«Существует некий нормативный уровень французской идентичности, дух светской гражданственности, который в принципе гарантирует многообразие и нейтралитет, но на практике часто наносит вред этому многообразию, когда секуляризм навязывается как идеология», — сказала специалист по религии и политике с упором на ислам и Евросоюз Сара Сильвестри (Sara Silvestri), работающая в Лондонском городском университете и в Кембриджском университете.
Однако эти цифры социологических исследований озадачивают. Во Франции уже сейчас одна из самых больших в Европе мусульманских общин. Французское правительство запрещает проводить переписи с вопросом о религиозной принадлежности людей, однако по данным независимых источников, мусульман в стране от 5 до 12%. В Польше мусульмане составляют 0,1% населения. В США, где идут свои острые дебаты об интеграции мусульман, они составляют оценочно 1% населения.