Следуя традиции, президент США Барак Обама и госсекретарь Джон Керри в пятницу выразили поддержку демократически избранному правительству Турции и призвали все стороны проявить сдержанность и избегать кровопролития.
Хиллари Клинтон, баллотирующаяся в президенты от Демократической партии, высказалась в таком же духе.
Ее соперник Дональд Трамп, который обычно реагирует на все в Твиттере незамедлительно, прождал до субботы, когда он выступил с большой речью по поводу выдвижения Майка Пенса кандидатом в вице-президенты и попутно обрушился на лидеров американских демократов в связи с Турцией.
Трамп заявил, что «волнения в Турции есть очередная демонстрация провалов Обамы и Клинтон… Буквально все, к чему они прикоснулись, превратилось в ужасную, смертельно опасную проблему!»
Выступая после этого по телеканалу Fox News, Пенс вторил Трампу, заявив, что попытка переворота в Турции есть еще одно доказательство «обанкротившегося руководства Хиллари Клинтон», которая в бытность свою госсекретарем «большую часть времени извинялась перед нашими недругами и бросала наших друзей на произвол судьбы».
Такие обвинения в адрес своей соперницы оба будут регулярно повторять до 8 ноября, когда миллионы американцев выстроятся у кабин для голосования.
Демократия как трамвай
Американские СМИ уделяли много внимания своим согражданам, находящимся в Турции, прежде всего 2200 военнослужащим и гражданских сотрудников Пентагона.
В марте Вашингтон распорядился эвакуировать из Турции родственников работающих там американцев и второстепенный персонал.
Полторы тысячи американцев служат на авиабазе Инджирлик на юге Турции, прославившейся в СССР в 1960 году, когда под Свердловском был сбит американский самолет-разведчик У-2, вылетевший из Инджирлика.
Сейчас там дислоцированы эскадрилья американских штурмовиков А-10 Warthog, участвующих в атаках на позиции «Исламского государства» в Сирии и Ираке, летающие заправщики КС-135 и беспилотники.
Анкара разрешила разместить там А-10 в октябре прошлого года. Этим она, возможно, отчасти сгладила неприятные воспоминания Пентагона о том, как в 2003 году она не позволила 4-й пехотной дивизии США вторгнуться в Ирак через турецкую территорию.
Об этом напомнил в пятницу в интервью бывший представитель США в ООН Джон Болтон, явно опечаленный тем, что переворот в Турции не удался. Болтон дважды повторил, что турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган в прошлом уподоблял демократию трамваю: «Вы едете до нужной остановки и потом выходите».
По словам Болтона, Эрдоган мечтает о реставрации «оттоманского халифата» и воспользуется неудачным переворотом для того, чтобы усилить репресии против оппозиции, которая противится исламизации Турции.
Как заметил в пятницу бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, военный переворот в Турции выглядел столь неуклюже, что у него мелькнула мысль, а не фейк ли это.
И Вулси, и Болтон заявили Fox News, что, по их мнению, отношения между США и Турцией еще больше ухудшатся. «Обидно, — заметил бывший директор ЦРУ. — Мне всегда нравилось работать с турками».
Осуждение мятежа — рефлекс?
Как сообщила в пятницу вечером Washington Post, с началом переворота командование американских баз в Турции усилило их охрану до высшей степени боеготовности, известной как «Дельта», а местные власти на несколько часов закрыли воздушное пространство вокруг Инджирлика.
Возвращающиеся с операций самолеты могли приземлиться, но не имели права подняться в воздух. Была отключена подача электроэнергии извне, и база функционировала на собственных электрогенераторах.
Кроме Инджирлика, небольшой американский контингент находится с осени прошлого года на авиабазе Диярбакыр. Он временно дислоцирован там на тот случай, если понадобятся поисково-спасательные операции.
В апреле Пентагон сообщил Washington Post о своем намерении разместить в Турции ракетные установки HIMARS для огневой поддерки своих операций в Сирии.
Известный военный обозреватель Ральф Питерс суммировал результаты произошедшего заголовком «Смерть последней надежды Турции».
«Неудачный переворот, случившийся в пятницу вечером, — пишет Питерс, — был последней надеждой Турции пресечь исламизацию ее правительства и деградацию ее общества. Повинуясь рефлексу, западные руководители бросились осуждать попытку переворота, который они не захотели понять. Результатом будет токсичный исламисткий режим у самых ворот Европы».