Госдепартамент США ответил на обвинения Анкары, возложившей ответственность за попытку переворота на последователей проживающего в США богослова
Попытка переворота в Турции обострила напряженность в отношениях между США и Турцией. Вашингтон отрицает какую-либо причастность к неудачному мятежу.
Госдепартамент США распространил заявление, отрицая какую бы то ни было причастность к мятежу, после того, как турецкое правительство, формальный союзник США, возложило ответственность за попытку переворота на диссидента, получившего убежище в штате Пенсильвания.
«Публичные инсинуации или утверждения о том, что США сыграли какую бы то ни было роль в этой неудачной попытке переворота, безосновательны и вредят двусторонним отношениям», — заявил Госдепартамент, суммируя заявление, переданное госсекретарем Джоном Керри своему турецкому коллеге.
Конфликт вспыхнул, когда турецкое правительство заявило, что военный переворот спланировали последователи Фетхуллы Гюлена (Fethullah Gülen), проживающего в США исламского богослова и диссидента. Гюлен отвергает эти обвинения, но президент Турции Эрдоган потребовал от США выдать его, аргументируя свое требование тем, что турецкие власти выдали множество террористов по американским требованиям. «Если мы остаемся стратегическими партнерами, то вы должны выполнить нашу просьбу», — сказал Эрдоган, выступая в субботу с речью.
В ответ Керри подчеркнул, что Турция должна предоставить доказательства вины Гюлена, так как существуют опасения, что Эрдоган намерен использовать провалившийся мятеж как предлог для сведения счетов с врагами внутри страны и за границей. «Мы, как всегда, предлагаем правительству Турции предоставить свидетельства, заслуживающие пристального изучения», — сказал Керри на пресс-конференции.
Турецкий чиновник сказал, что мятежники в пятницу вечером воспользовались самолетом-заправщиком ВВС Турции на базе «Инджирлик», где находятся американские самолеты, бомбящие ИГИЛ. По его словам, «небольшая группа солдат с базы поддерживала переворот». Данные о какой-либо причастности американских военных к мятежу не поступали.
Будучи лидерами исламистских движений, когда-то Эрдоган и Гюлен сотрудничали на этой почве в борьбе со светскими противниками в Турции. Но в последние годы Эрдоган утверждает, что Гюлен издалека пытается свергнуть его правительство. Гюлен бежал из Турции в 1999 году от предшественников Эрдогана. Сам Эрдоган в 2014 году повернулся против Гюлена, и был выдан ордер на его арест по обвинению в руководстве «террористической группировкой».
Гюлен отрицает, что его сторонники причастны к недавним событиям в Турции. Заговорщики заявили, что ставят своей целью защиту светских традиций Турции. Эрдогана давно критикуют за разрушение светской ментальности в Турции и подрыв турецкой демократии.
Это не помешало ему использовать переворот как предлог для расправы с оппонентами.
В своей субботней речи он назвал попытку переворота «подарком Бога», так как это позволит ему «очистить армию». С началом чистки были арестованы не менее 2800 военнослужащих, включая пятерых генералов. Одним из них был Эрдал Озтюрк (Erdal Ozturk), командующий Третьей армией, и он рискует быть приговоренным к смертной казни, так как союзники Эрдогана требуют изменить конституцию, чтобы позволить казнить заговорщиков.
Эрдоган продолжит чистки и в других государственных институтах. Более 2700 судей были уволены. Большинство аналитиков согласны, что попытка переворота обеспечила Эрдогану народную поддержку, необходимую для изменения политической системы. Эрдоган хочет формально консолидировать власть в своих руках, как президент, а не оставлять ее парламенту, тем самым продолжая следовать курсом на авторитаризм, которым идет в последние годы.
Комментируя для The Guardian ситуацию, эксперт по Турции Эндрю Финкел (Andrew Finkel) сказал, что «многие говорят о медленном, мучительном перевороте, устроенном в Турции не армией, а самим Эрдоганом. Последние три года он систематически прибирает к рукам всю полноту власти».
Несмотря на это, турецкая светская оппозиция единым фронтом выступила против попытки военного переворота. «Да, в Турции есть проблемы, — сказал Хишьяр Озсой (Hişyar Özsoy), депутат прокурдской партии HD. — Но военное вмешательство не может быть решением».