Суд в Гааге по поводу Южно-Китайского моря — это не просто рядовой суд. Фактически открыта новая страница истории, связанная с давлением Запада на Китай. Произошло это на фоне серьезного осложнения геополитической обстановки, что дало ему повод попытаться «пробить на прочность» вслед за Россией и Пекин.
Тем самым Китаю попытались показать, что его «претензии», а точнее — естественные жизненные интересы, будут подавляться всеми доступными способами.
Сегодня это впервые продемонстрировали открыто, и хорошо, что пока еще с помощью мирных, юридических инструментов. Другими словами, — это одно из последних предупреждений в адрес Пекина.
А реальное положение вещей состоит и в том, что внерегиональные центры силы пробуют раскачать обстановку в зоне Южно-Китайского моря, пытаясь противопоставить друг другу связанную с ним группу стран. Считается, что через территориальный конфликт сделать это намного проще и быстрее, чем, например, с помощью экономических инструментов, экономических блоков и других неочевидных методик.
Со стороны «международного сообщества» Китаю вменяется в вину и то, что он построил, намыл в районе архипелага искусственные острова — хотя во всех остальных местах планеты такие технологии считаются наиболее эффективным методом использования пространства, восполнения дефицита суши. В иных условиях китайские ученые получили бы за это награду на престижной международной выставке.
Китай не отрицает важности юридического решения вопроса, однако готов это делать в двустороннем формате, с помощью переговоров с конкретными странами-соседями. При этом создается впечатление, что кто-то намеренно воздействует на этих соседей, чтобы они договаривались не с Китаем, что наиболее логично и естественно, а выходили на какие-то далекие инстанции, не связанные с данным регионом.
Еще раз подчеркну, что очень важен сам факт прецедента Гаагского суда. Ведь если его мнение будет принято не только к сведению, но и к исполнению, то в дальнейшем эта далекая юрисдикция получит автоматическое — так называемое прецедентное — право решать проблемы во всех без исключения морях, омывающих Китай. Прецедент имеет явную тягу к расширению зоны действия и предметов спора.
В этой связи интересны комментарии из Вашингтона, где прямо подчеркивается, что решение третейской инстанции носит для Пекина «окончательный и юридически обязательный характер».
Однако самым важным моментом все-таки является заметная разница в позициях тех стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые непосредственно связаны и с этим морем, и с этой проблемой. И эти позиции далеко не всегда являются такими радикальными, непримиримыми, как гаагская или вашингтонская. Страны готовы решать вопросы, обсуждая их с китайской стороной без использования элементов шоу, в спокойном практическом режиме.
Этот путь и является самым точным. Ему и надо следовать на практике, так как никто из тех, кто здесь живет, не хочет войны в собственном доме. Тем более из-за кусков суши, практически не различимых невооруженным глазом.
Григорий Трофимчук (Россия), эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности.