Еще задолго до нынешнего путча в Турции, ставшего мировым событием, во властных и иных кругах в Минске стали погружаться в ожидания возможного приезда президента Эрдогана. О таких намерениях турецкого лидера стали говорить после неожиданного появления Лукашенко на Стамбульском саммите Организации исламского сотрудничества весной текущего года.
Такое появление лидера немусульманской страны стало возможным только благодаря личному приглашению от президента Турции. При этом отмечалось, что приглашение и визит последовали во время российско-турецкого конфликта, что воспринималось, как демонстрация особого статуса белорусско-турецких отношений. Надо полагать, следующим шагом по закреплению такого статуса и призвано стать открытие главной соборной мечети в Минске с участием высших должностных лиц обеих стран.
По словам муфтия Абу-Бекир Шабановича, белорусские мусульмане рассчитывают открыть в июле текущего года главную соборную мечеть в Минске. И что на это событие обещал приехать президент Турецкой республики Реджеп Тайип Эрдоган. Дело в том, что финансирование строительства и благоустройство территории прилегающего парка взяло на себя Министерство религиозных дел Турции. Изначально стройку, сметной стоимостью более двух миллионов долларов, вызвался финансировать фонд короля Саудовской Аравии. По словам Шабановича, выделенных арабами средств хватило лишь на возведение фундамента. И на десятом году строительства муфтий Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь обратился за помощью в министерство религиозных дел Турции. Довольно энергично было согласован совместный проект, судя по всему, призванный стать этаким «форпостом» на границе ЕС политики «неоосманизма» Эрдогана.
По официальной информации, по российской инициативе состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом. Владимир Путин в связи с имевшей место в ночь на 16 июля попыткой насильственного свержения демократически избранных властей Турции подчеркнул принципиальную линию России на категорическую недопустимость в жизни государства антиконституционных действий и насилия. Реджепу Эрдогану переданы соболезнования по поводу многочисленных человеческих жертв как среди мирных граждан, так и со стороны представителей сил правопорядка, противостоявших заговорщикам, а также пожелания скорейшего восстановления устойчивого конституционного порядка и стабильности в Турции.
Помимо изложенной позиции Кремля стало известно, что главы государств подтвердили достигнутую еще 29 июня в ходе предыдущего телефонного разговора договоренность о проведении «в ближайшей перспективе личной встречи». И что интересно, такой перспективой уже называют начало августа. Стоит напомнить, что примерно на это время предполагается торжественное открытие соборной мечети в Минске, где продолжают надеяться увидеть живьем Эрдогана.
По некоторым данным, турецкое посольство в Беларуси продолжает готовиться к визиту своего президента. В частности, дипмиссия, до сих пор, не отменяла фрахт с компаниями по оказанию услуг в связи с предстоящим обслуживанием некоей турецкой делегации высшего уровня. Некоторые турецкие дипломаты не особо и скрывали, что данные фрахты связаны с приездом Эрдогана. А их белорусские коллеги, как обычно, молчат, как неживые. Разве что, в связи с турецкими событиями уже несколько иначе может восприниматься информация о нахождении в Анкаре заместителя иностранных дел Беларуси Елены Купчиной. Буквально накануне путча, 15 июля она провела во главе делегации межмидовские консультации с заместителем главы МИД Турции Али Кемаль Айдыном.
Помимо общих фраз о темах консультаций, видимо, следует обратить внимание на следующее в официальном сообщении: «особый акцент был сделан на дальнейшем развитии белорусско-турецкого диалога высокого уровня». По некоторым данным, «особый акцент» мог содержать и некие детали ожидаемого в Минске визита Эрдогана. Более того, некоторые минские геостратеги склонны связывать этот визит с его предстоящей встречей с Путиным. Мол, есть шанс снова сыграть в «минскую площадку». На этот раз в отношениях Москвы с Анкарой. Эрдоган ведь еще не видел белорусский аналог своего президентского Белого дворца с тысячей комнат и превосходящего не только Белый дом, но и Кремль.
Можно напомнить, что не так давно и Лукашенко посещал резиденцию Эрдогана, где Путин еще не был. Зато неоднократно уже пил чай, кофе у Лукашенко во дворце. И вряд ли захочет «в ближайшей перспективе» еще раз быть там в гостях. При всех этих перекрестных опылениях с посещениями дворцов друг у друга, своенравному Эрдогану, может быть, захочется побывать не только в новой мечети, но и во дворце ему еще неведомом. Кто знает? А если кто помнит, так первоначально такую встречу Эрдогана с Путиным планировали провести на саммите G-20, который пройдет 4-5 сентября в городе Ханчжоу. Но по настоянию турецкой стороны, с чем после путча согласился Путин, было решено встретиться раньше. Среди возможных мест, некоторые околокремлевские знатоки называют Сочи.
А юмористы и недруги Путина предлагают местом встречи с Эрдоганом Севастополь или Бахчисарай. Про Минск как-то и не думают. Может быть, зря. Ведь публичное замирение, после оказавшейся недолгой ссоры, между двумя правителями со схожими психотипами может произойти и в неожиданном для остальных месте, где им будет психологически комфортно. Когда-то, во время встречи в Стамбуле, будучи еще премьер-министром, Эрдоган публично признался Лукашенко, что они схожи, имея в виду характеры. Так что возможное появление Эрдогана в Минске « в ближайшей перспективе» вряд ли стоит полностью исключать.