Министр обороны Польши Антоний Мачеревич считает, что Россия тоже ответственна за «Волынскую резню», которую устроили украинские националисты в 1943 году.
Тема «Волынской резни» была вновь поднята на прошлой неделе после того, как Сенат Польши принял решение о признании произошедшего геноцидом. О чем же идет речь?
В 1943 году, во время нацистской оккупации, украинские националисты уничтожили десятки тысяч поляков в Волынской области на западе Украины, тогда относившейся к Польше. В середине 1944 года такая же резня продолжилась на соседней территории в Галиции. Убийцами были члены наиболее радикально настроенной фракции организации украинских националистов ОУН, то есть ОУН-Б.
Министр обороны Польши Антоний Мачеревич сообщил неделю назад на польском телевидении, что Россия тоже ответственна за эти события, и что СССР, в сущности, спровоцировал произошедшее. Россияне демонстрировали возмущение в своих комментариях.
«Есть ли исторические события или природные явления, в которых Россия не виновата?» — спросила официальный представитель российского МИД Мария Захарова на своей странице в Facebook.
Министр обороны Польши вряд ли произнес эту чепуху по глупости. Мачеревич — историк по образованию, он закончил Варшавский университет. Что же он пытался сказать?
Может, он говорил о событиях конца 1930-х годов? Украинские националисты начали демонстрировать насилие в Волынской области и Галиции по отношению к польскому населению в 1935-1936 годах при поддержке украинских коммунистов. Те, в свою очередь, пользовались расположением СССР. Польша ответила началом кампании «польшизации» в 1937 году.
Вторая трактовка — министр говорил о событиях 1939-1941 годов. После тайного раздела Польши СССР оккупировал территорию и начал преследовать польское население. Несколько сотен тысяч были сосланы в Сибирь, многие были убиты. Таким образом, русские разожгли конфликт.
Третью трактовку также стоит принять во внимание: русские виноваты в том, что одержали победу в войне. После Курской битвы летом 1943 года убийцам в Волынской области пришлось торопиться: русские возвращались обратно, что означало тяжелые дни для националистов Западной Украины. Они ускорили резню, чтобы их кровавая работа не осталась незаконченной.
Все три альтернативы кажутся несколько надуманными, так что Мачеревич в своих заявлениях больше выступает как политик, а не как историк. Наверное, польский министр с бОльшим удовольствием сейчас обвинит именно Россию во всем плохом, чем будет вспоминать о грехах украинских националистов.
Пекка Хакала (Pekka Hakala) — корреспондент Helsingin Sanomat в Москве