Ось истинных сынов отечества: поездки в Крым, контакты с Москвой, встреча с православным епископом — для АдГ близость к России становится все важнее. За этим стоит прежде всего стратегический расчет.
В один июньский вторник, в полдень Маркус Фронмайер (Markus Frohnmaier), 25-летний молодой человек в кроссовках, джинсах и пуловере, заходит в русский супер-маркет в северной части Штутгарта. Сначала он ходит туда сюда между малосольными огурцами, макрелью в собственном соку, шпротным паштетом и пивом «Балтика». Затем спрашивает у мясного прилавка директора магазина. Именно сейчас Фронмайер хочет говорить об экономических санкциях против России.
Фронмайер не просто какой-то локальный политик. Фронмайер — это надежда АдГ (партия «Альтернатива для Германии» — прим. перев.), «понимающий Россию», «путешествующий в Россию.» И вообще в АдГ Фронмайер отвечает за все, что касается России. Неспешно подходит директор магазина, неразговорчивый русский, который не знает, чего от него хотят. Фронмайер: «Есть ли у Вас проблемы с экономическими санкциями против России?» Директор: «Нет.» На этом разговор заканчивается, Фронмайер идет по направлению к выходу.
Пусть здесь, в этом Mix Markt, ничего толком не получилось: Адг ищет близости к России и заигрывает, провоцирует и поляризирует все русское. С самого начала «русская» тема содержалась в ДНК АдГ. Но чем радикальнее и ярче становится партия, тем важнее становится и «русская» тема. Политики из АдГ посещают российское посольство в Берлине, путешествуют в Москву и в Крым, требуют остановить поток «поляризирующей» информации о России и снятия санкций, встречаются с представителями православной церкви и обхаживают германо-русскую общину. У России много сторонников в АдГ. Вопрос в том, что дает это партии?
Для разговора Маркус Фронмайер предложил кальянную в Штутгарте, он заказывает капуччино и кальян, со вкусом черники с мятой. Он только что вернулся из Москвы, где навещал свою подругу, российскую гражданку. Он говорит:" Мы многому можем научиться у русских, например, их верности традициям и тому, как они ценят семью".
В партии много друзей России. Это и вице-шеф АдГ Александр Гауланд (Alexander Gauland), Георг Паздерский (Georg Pazderski), председатель АдГ в ландтаге Берлина, или Андреас Кальбитц (Andreas Kalbitz), заместитель председателя фракции в ландтаге Бранденбурга. Но никто не является столь деятельным и не обладает столькими связями как Маркус Фронмайер, являющийся, вероятно, центральной фигурой для связей АдГ с Россией и Восточной Европой. Он собирает адреса и контакты, принимает участие в конференциях. В самолетах, летящих в восточном направлении, он сидит почти столь же часто как в университетской библиотеке в Тюбингене, где Фронмайер еще учится на юриста.
Апрель 2014: Фронмайер посещает Белград, конференция называется: " Новые вожди для новой Европы«, на которую его пригласил Мирослав Парович (Miroslav Parović), президент религиозно-националистической сербской партии «Третья Сербия». В октября Фронмайер уже снова на конференции в Белграде. В октябре же он впервые летит в Россию.
И в таком же темпе все продолжается и далее. Март 2015: Фронмайер посещает конференцию в Париже, в которой принимает участие также доверенное лицо Путина Владимир Якунин. Октябрь 2015: Фронмайер едет в Санкт-Петербург, Гауланд и Кальбитц также с ним, небольшая делегация от АдГ, которая встречается с депутатами Думы и беседует с Александром Дугиным, спорным идеологом Кремля. Конец 2015 года: Георг Паздерски наносит визит в российское посольство. Апрель 2016: Маркус Претцель (Markus Pretzell), глава АдГ от Северного Рейн-Вестфалии, едет в оккупированный русскими Крым, Фронмайер также с ним. Украинский посол в Германии негодует.
И наконец, промежуточное главное достижение. 20 апреля 2016: Фронмайер договаривается в Берлине с Робертом Шлегелем (Robert Schlegel), депутатом Думы и членом кремлевской партии «Единая Россия», партии Путина. Шлегель должен помочь Фронмайеру познакомиться с «Молодой гвардией», путинской молодежной организацией.
Фронмайер открыто говорит о своей связи с Россией. Он работает над «Осью истинных сынов отечества», и Россия к ней тоже относится. Критикует он очень осторожно: «То что Россия не соответствует немецким представлениям о либеральности и демократии, конечно. жаль, но мы не должны представлять все так, словно речь идет о тотальной диктатуре».
В идеологическом плане пророссийские члены АдГ и Россия едины в том, что у Америки слишком много влияния, что власть Брюсселя необходимо уменьшить и что санкции это мрак. Российские ценности как патриотизм и семья являются также и ценностями для АдГ, проанализировал Петер Креко (Péter Kréko), президент «Political Capital Institute», будапештского аналитического центра. В АдГ часто преуменьшают собственную близость к России в сравнении с тем, насколько далеки от России другие. «Знаете ли, у меня такое чувство, что немцы несчастливы, потому что Россию политически игнорируют», — говорит Паздерски, председатель фракции АдГ в берлинском ландтаге.
Конечно, можно подумать, что хорошие контакты с Россией не являются чем-то необычным или вызывающим беспокойство. Вице-шеф АдГ Александр Гауланд говорит: «Россия является нашим большим европейским соседом, нам всегда жилось хорошо, когда контакты были налажены». После нескольких запросов российское посольство сообщило, что отношения поддерживаются с различными партиями и политическими организациями, что основой является Венское соглашение о дипломатических отношениях. Но у АдГ не просто хороший контакт с Россией. С помощью «российской» темы АдГ хочет прийти к власти.
В Штутгарте Маркус Фронмайер рассказывает. как он через успехи FPÖ («Австрийская партия свободы» — прим. перев.) обратил внимание на Россию. Он говорит: «FPÖ в Австрии очень успешно проводила политику по отношению к меньшинствам с жителями Австрии сербского происхождения, для меня это был пример». Так что когда политики из АдГ летят в России, Фронмайер и Претцель едут в Крым, а Паздерский посещает российское посольство, то они приглядываются к новым группам избирателей. Фронмайер во время своих посещений российской подруги по выходным дням постоянно выступает по телевидению. Он говорит, что это вызывает также и у зрителей в Германии интерес к темам АдГ.
Это игра на связях, традициях. Российских немцев 2,5 миллиона. И у них по телевидению показывают совсем не обязательно только АдГ. В таких цитаделях как Villingen-Schwenningen, это избирательный округ Фронмайера, более 40% на выборах в ландтаг проголосовали за АдГ. А политик из АдГ в Кобленце Александр Лейбо (Aleksandr Lejbo) даже создал в интернете сеть для российских немцев.
По тем же причинам Фронмайер в декабре 2015 года пригласил представителей сербской-православной церкви в Штутгарт, он назвал это своим «малым синодом». Были приглашены несколько православных духовных лиц, среди них сербский православный епископ Германии Сергий Каранович (Sergije Karanović), делегация «Третьей Сербии» и три политика АдГ от Баден-Вюртемберга. Фронмайер по окончании своего «синода» выставил в интернете несколько картинок. Все они показывали: православные верующие, АдГ с вами. Протестант Фронмайер часто также носит на запястье православные четки. На фотографиях для русской общины в Германии он подчеркнуто демонстративно держит перед камерой четки. То же самое делает и глава FPÖ.
Фронмайер после своего неудавшегося вхождения в баден-вюртембергский ландтаг стал спикером Фрауке Петри (Frauke Petry), о которой он рассказывает, что она ценит его ангажированность в российских вопросах. Так что пророссийский курс становится главным делом. Ведь и спутник жизни Петри Маркус Претцель, земельный шеф АдГ по Северному Рейн-Вестфалии, также был в Крыму, на «Ялтинском международном экономическом форуме».
Но вопрос состоит также и в том, что же имеет Россия от всего этого? «Россия посмеивается про себя», — говорит Флориан Хартлеб (Florian Hartleb), работающий в Таллине политолог, который интенсивно занимается изучение восхищения европейских популистов Путиным. Он говорит, что выступления АдГ на Востоке Украины и в Крыму узаконили российскую политику аннексии.
Одновременно из-за их близости к России больше внимания обращается на критически настроенную по отношению к ЕС АдГ. Это выгодно и России, которая желала бы видеть лучше слабую, чем сильную Европу. К такому выводу пришли некоторые наблюдатели. Фронмайер сказал по этому поводу в Штутгарте: «Пока я вижу, что мы при помощи этой политики преследуем собственные интересы, у меня с этим нет никаких проблем».
Однако, проблемы все же есть. В партии шум, брожение. «Путин не является неоспоримой фигурой, он, конечно, и провоцирует. Именно поэтому с ним надо обращаться осторожно», — говорит Алисе Вайдель (Alice Weidel) из Федерального правления АдГ, которая пока критикует довольно сдержанно. Другие политики из АдГ, которые не пожелали быть названы поименно, считают поездки в России «глупостью», Гауланда стариком, а Фронмайера воображалой. Критики говорят, что разыгрывать русскую карту означает сделать при помощи России карьеру в АдГ. Фронмайер хочет на будущий год попробовать пройти в бундестаг. Кто-то сказал:" Если в партии станет слишком тесно, то это крыло должно будет отколоться".
Прежде всего один вопрос занимает критиков России как внутри, так и вне партии: получает ли АдГ тайными путями деньги из России? Вопрос, на который казначей АдГ Клаус Форманн (Klaus Fohrmann) реагирует нервно: " Определенно нет никаких российских денег на АдГ«, — говорит он. Единственное сомнительное пожертвование, значительная сумма, которая не предназначалась для чего-то определенного и поэтому должна была быть возвращена, поступила, по его словам, из Западной Европы.
В конце сентября, начале октября в Потсдаме состоится конференция АдГ и России. «Экономическая конференция,» — говорит Андреас Кальбитц (Andreas Kalbitz), заместитель председателя фракции АдГ в бранденбургском ландтаге. Речь пойдет о санкциях против России. Кто конкретно приедет, Кальбитц должен еще посмотреть. «Но „Газпрома“ не будет».
Спустя две недели после разговора в Штутгарте Фронмайер опять в России и встречается с представителями Всероссийского национального фронта в Москве, организации путинской партии «Единая Россия», которую также называют Народный фронт. Тема встречи: экономические санкции. На фотографии он стоит с курткой и засученными рукавами в группе русских. Фронмайер улыбается. Он работает дальше над своей сетью «Ось истинных сынов отечества». Ячейки в сети становятся все мельче, а важный узел находится в Москве.