Стала ли аннексия Крыма сигналом, что россияне готовы к новой отрытой войне с Западом? Судя по всему, они стремились заново подтвердить границы своих сфер влияния. В западном направлении расширить их Россия не может из-за существования Европейского союза и НАТО, однако она способны выдвигать предложения, которые склонят отдельные страны к сближению. Это означает, что интеграционным инициативам в регионе Междуморья требуются новые идеи, которые выступят контрпредложением для предложений Москвы.
Восточно-Центральная Европа сохранит единство, если она сформулирует общую цель. Без нее сотрудничество в рамках условного Междуморья будет ограничиваться единичными проектами, в которых сходятся интересы отдельных стран. Объединение стран региона Восточно-Центральной Европы под названием Междуморье могло бы оказаться полезным в дипломатической деятельности, если оно найдет инструментальное применение. Слепо верить в силу союзов из объединенных сверху государств — значит игнорировать существующие между ними расхождения, которые порождают ограничения.
Польская концепция Междуморья, сформулированная в межвоенное двадцатилетие, носила антироссийский характер. Взаимодействие стран Восточно-Центральной Европы было призвано разрезать по «национальным швам» общего врага: советскую Россию. Сейчас, хотя угроза с Востока возвращается, в столицах стран Междуморья ее воспринимают по-разному. Если Советская Россия в 1920–30-е годы мало что могла предложить экономикам Центральной Европы, то современная Российская Федерация привлекает их дешевым сырьем и выгодными инфраструктурными проектами. Укрепляя бизнес-связи, Москва ограничивает поле для направленной против нее политической деятельности. Польша, страны Балтии, Украина, которые настроены к Кремлю критически, до сих пор не были способны предложить свою альтернативу. Аннексия Крыма и агрессия против Украины с применением российских сил, а также дальнейшая стратегия европейских санкций и шаги НАТО, принявшие окончательную форму на саммите в Варшаве, повернули страны региона на рельсы политики наказания России за ее противоправные и опасные действия. Это, однако, не означает, что систематическая работа российской дипломатии с ее бизнес-предложениями столицам региона, не сможет разрушить существующую солидарность.
В Восточно-Центральной Европе существует два лагеря: государства, которые критикуют Россию за ее действия на Украине из страха или под чужим влиянием, а также те, кто видят в этой критике воплощение собственных или региональных интересов. Углубленное сотрудничество стран региона будет возможным, если интересы станут общими. И здесь два пути. Мы можем вместе отказаться от критики России, сделав выбор в пользу выгод, которые проистекают из экономического сотрудничества с ней, или признать, что Москва представляет опасность, и заняться совместными проектами, чтобы отвести угрозу. Предложения, самым ярким примером которых выступает газопровод «Северный поток—2», призваны склонить страны региона избрать первый путь. Контрпредложения, такие, как Норвежский коридор, газовый хаб на границе Польши и Украины, интеграция газовых и энергетических рынков, а также шире — развитие и диверсификация энергетического сектора ЕС, например, с использованием нефтепровода Одесса—Броды—Гданьск, склоняют избрать второй путь.
Именно им следует идти дипломатам Восточно-Центральной Европы.
Попытки активизировать внутреннюю интеграцию при помощи общих проектов, призванных снизить зависимость от России, уже предпринимаются. Приобретает конкретную форму сотрудничество вокруг Норвежского коридора, новых газопроводов и перемычек в регионе. Одновременно складывается впечатление, что часть российских предложений работает на то, чтобы склонить страны региона отказаться от сотрудничества и выбрать одностороннюю выгоду, примером чего служит вышеупомянутый проект «Северный поток-2». Двумя «щитами» для Польши и других стран Восточно-Центральной Европы служат в этой сфере Европейский Союз и НАТО, которые занимают в отношении России принципиальную позицию. ЕС защищает наш регион при помощи антимонопольных законов, интеграционных и диверсификационных инициатив, а Альянс обеспечивает безопасность в военном смысле. Поскольку российское предложение выглядит на первый взгляд привлекательно, есть необходимость сформулировать реальное контрпредложение. С ним могут выступить, например, Польша и Украина. Совместное использование газовой и нефтяной инфраструктуры может послужить созданию нового коридора поставки сырья, на страже которого будут стоять ЕС и НАТО. При помощи польского газового терминала, Норвежского коридора и нефтепорта, а также проекта нефтепровода Одесса—Броды—Гданьск можно обеспечить реальную диверсификацию, неотъемлемым элементом которой выступают не только договоры с нероссийскими компаниями, но и сырье, не имеющее российского происхождения. Инфраструктура для транспортировки и хранения сырья на Украине может послужить для создания совместного газового хаба, который украинская сторона предлагает назвать Восточно-Европейским. Объединенная польская и украинская инфраструктура станет противовесом для немецкого рынка, который благодаря «Северному потоку-1», а в будущем, возможно, его второй ветке, станет основным каналом распределения газа из России.
Необходимые условия для воплощения этих намерений в жизнь — надежность украинской стороны и определенные инвестиции Польши. Поляки могли бы подключиться к процессу либерализации украинского газового и электроэнергетического секторов. В свою очередь, украинцы со своим научным потенциалом — к инновационным программам в сфере электромобильности или новых угольных технологий, вписавшись таким образом в проект реиндустриализации Европы.
Чтобы все это стало реальностью, необходимы инструменты, которые позволят отдельным компаниям вести сотрудничество под контролем обоих государств, тематические группы представителей правительств и парламентов должны проводить регулярные встречи, а межправительственные организации — завязать институциональное сотрудничество.
Доклад прозвучал 20 июля 2016 года на проходящем в Львове Польско-украинском стратегическом форуме, организатором которого выступил Фонд «Центр исследований Польша—Украина».