Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американские и российские ученые планируют вместе вернуться на Луну

Каким будет российско-американское сотрудничество в космосе через десять лет? Это может быть база на Луне.

© Фото NASA Американский астронавт Нил Армстронг на поверхности Луны
Американский астронавт Нил Армстронг на поверхности Луны
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские и американские инженеры задумались о новом плане сотрудничества в космосе. Он выходит за пределы земной орбиты и предусматривает сохранение многонационального альянса, возникшего на заре программы Международной космической станции в 1993 году. Космические организации двух стран потихоньку размышляют о том, как вместе вернуться на Луну. Ну, если не помешает политика.

Российские и американские инженеры задумались о новом плане сотрудничества в космосе. Он выходит за пределы земной орбиты и предусматривает сохранение многонационального альянса, возникшего на заре программы Международной космической станции в 1993 году. Космические организации двух стран потихоньку размышляют о том, как вместе вернуться на Луну. Ну, если не помешает политика.

На 2024 год запланировано управляемое падение МКС в океан, и партнеры готовятся разойтись, чтобы каждому идти своим путем. НАСА, финансируя компании типа SpaceX, которые должны выводить ее аппараты на орбиту, одновременно разрабатывает космический корабль «Орион» и сверхтяжелую ракету Space Launch System (Система космических запусков) для пилотируемых полетов в открытый космос до самого Марса. Европейское космическое агентство (ЕКА) несколько лет назад присоединилось к НАСА, согласившись предоставить свои услуги и модульный отсек с двигательной установкой для «Ориона». Но второй партнер по программе МКС — Россия, вносящая в нее второй по объему и значимости вклад, пока не торопится вступать ни в какие совместные предприятия за пределами станции.

Экономический кризис в России затормозил космическую деятельность страны. Но более серьезную проблему для сотрудничества в космосе создает ухудшение отношений между Вашингтоном и Москвой на земле. НАСА и Роскосмос пытаются как-то преодолевать политическое минное поле, а инженеры из космической отрасли формируют собственные двусторонние альянсы, стараясь смотреть на это дело с технической точки зрения.

Американские аэрокосмические компании, такие как Boeing и Lockheed Martin, а также главные подрядчики по подготовке пилотируемых полетов РКК «Энергия» и ГКНПЦ им. Хруничева подключились к новому плану совместной работы. Недавно появилось несколько разработок космических полетов и стратегий, которые предусматривают создание многонациональной станции в долунном пространстве. Эта станция может стать площадкой для изучения нашего естественного спутника, а также плацдармом для осуществления полетов на астероиды и даже на Марс.

Стороны, похоже, понимают, почему они нужны друг другу, и как сложить детали этой головоломки. Русские, со своей стороны, хорошо освоили процесс разработки и эксплуатации космических модулей, которые могут стать домом для экипажей и долгие годы обеспечивать дальнейшие полеты. Оказывается, именно это нужно США. Такая станция, став средой обитания астронавтов, может увеличить пригодное для жилья пространство экипажей «Ориона», и им не придется толпиться в тесном отсеке командного модуля корабля. Таким образом, появятся новые возможности для осуществления полетов.

На переговорах с американскими коллегами русские предложили на выбор разные образцы новейшего оборудования, которое уже создано или будет готово в скором времени, и обеспечит строительство совместного жилища-лаборатории. Например, маленький стыковочный отсек, созданный РКК «Энергия» для МКС, вполне можно скопировать и превратить в 10-тонный пристраиваемый элемент для гипотетической окололунной станции. Там будет собственная система жизнеобеспечения, спальный и грузовой отсеки. Каждый элемент постоянно надстраиваемой базы можно будет отправлять к станции раз в несколько лет в виде груза, размещаемого внутри и на ракете Space Launch System. Российские инженеры придумали проект мини-поезда из таких модулей, которые будут цепочкой выстраиваться за беспилотным космическим локомотивом, обеспечивающим тяговое усилие и 150 киловатт электроэнергии.

А еще Россия может поставить для новой базы модуль «все в одном», где будет энергетическая установка, двигатель и просторные спальные помещения для экипажа. Его основу составляет самый современный российский модуль, разрабатываемый в качестве главного элемента будущей российской космической станции на околоземной орбите. Каковы недостатки? 24-тонному космическому кораблю понадобится отдельная сверхтяжелая ракета Space Launch System, чтобы направить его к Луне, и в этом случае места для «Ориона» и его экипажа в этом полете уже не останется.

Россия тоже многое получит от такого сотрудничества. Без совместной работы с американцами у нее нет никаких шансов до 2030 года построить сопоставимую со Space Launch System ракету, даже при наилучших обстоятельствах. Просто чтобы добраться до Луны, Россия изобрела сложную схему из четырех запусков пока еще не построенных ракет «Ангара 5В». Если Space Launch System будет работать как и задумано, американцы на 10 лет раньше смогут предложить Роскосмосу легкую поездку в окрестности Луны.


Зачем строить новую базу возле Луны? Совместные российско-американские коллективы при помощи дистанционного управления смогут водить по лунной поверхности роботизированные геологические луноходы. Базу можно будет использовать для изучения приближающихся к Луне астероидов. Кроме того, в этот комплекс можно будет включить пилотируемый спускаемый аппарат, что даст человечеству возможность высаживаться на Луне. Есть одно предложение, согласно которому астронавты и космонавты в конце 2020-х годов смогут совместно осуществить высадку на поверхность Луны и провести там 400 дней, чтобы смоделировать экспедицию на Марс.

Но все это пока лишь большие идеи и замыслы. Новейшие предложения по российско-американскому сотрудничеству были только что представлены на научно-исследовательской конференции по проблемам МКС, которая состоялась в Сан-Диего 12-14 июля. Пока неясно, куда полетит база, и кто возьмет на себя такую ответственность. После мероприятия заместитель руководителя НАСА по пилотируемым полетам и космическим операциям Уильям Герстенмайер (William Gerstenmaier) рассказал корреспонденту журнала Popular Mechanics, что его агентство приветствует такие совместные усилия, однако предупредил, что они пока не разрешены и не утверждены в НАСА.

«Пока мы на них не посмотрим, я не могу давать оценки о их приемлемости и осуществимости», — заявил Герстенмайер. Но он добавил: «Воодушевление вызывает то, что космическая отрасль делает это самостоятельно… и это соответствует тому, о чем мы думаем, включая полет в долунное пространство…. Так что когда правительство решит, что надо делать, отрасль уже будет готова, выполнив всю домашнюю работу». Герстенмайер также подчеркнул, что окололунные полеты создают обширные возможности для более удаленных космических путешествий, не ограничиваясь исследованиями одной только Луны: «Не думайте о ней как о космической станции, обращающейся вокруг Луны. Думайте о ней как о начале системы полетов на Марс».

Когда это международное транспортное средство получит достаточный уровень энерговооруженности, жизнеобеспечения и мощные двигатели, оно сможет покинуть пределы Луны и отправиться к астероидам или к Марсу. «Эти модули достаточно универсальные и переналаживаемые. На них надо поставить правильную теплозащиту, и тогда их можно будет использовать в самых разных целях», — объяснил Герстенмайер. (Согласно сегодняшним установкам США, НАСА не видит необходимости возвращаться на поверхность Луны, хотя управление готово к сотрудничеству, если инициативу в высадке на Луну возьмут на себя партнеры, такие как Роскосмос или ЕКА.

НАСА придется принимать решение о возможной архитектуре и конструкции станции в открытом космосе через год или два, чтобы создать все необходимое оборудование к тому моменту, когда космический корабль «Орион» пройдет этап летных испытаний. Будет это в первой половине 2020-х годов.

Анатолий Зак — издатель сайта RussianSpaceWeb.com и автор книги Russia in Space: the Past Explained, the Future Explored (Россия в космосе: объяснение прошлого, исследование будущего).