Последние события в Турции заставляют задаться вопросом об отношениях этого государства с Польшей. Чем является и чем должна быть для Варшавы Турция? Как полагает эксперт по рынкам Азии и Восточно-Центральной Европы, председатель Ассоциации польских инженеров Рафал Чолек (Rafał Ciołek), Анкара может стать элементом широкого союза Междуморья, который благодаря сотрудничеству с Китаем сможет эффективно противостоять России.
В исторической перспективе отношения Польши с Турцией были хорошими, на что указывает, например, отмечавшееся недавно 600-летие польско-турецких дипломатических отношений. Спустя 330 лет Битва под Веной не накладывает уже негативного отпечатка на наши контакты, даже наоборот. Турция помнит, что с Польшей следует считаться. Во время разделов нашей страны представители султанов всегда задавали российским дипломатам вопрос, где же посол Лехистана. Они не могли себе представить, что государство, которое победило Турцию, может пропасть с карты мира. Сейчас польско-турецкие отношения требуют развития. Определенной проблемой кажется здесь ислам. Как мы прекрасно знаем, это серьезная угроза, а исламская цивилизация бывает в своих проявлениях самой опасной в мире. Однако не стоит делать ошибку и мерить весь исламский мир единой мерой. Нам, то есть Европе и Польше, угрожает арабский, а не туранский или иранский ислам. До прихода ислама у арабских кланов не было государственности. Это были кочевые народы, которые создали государственные структуры в опоре на ислам. Между тем иранская и туранские культуры уходят корнями в древность. В современных государствах, возникших на их основе, существовало много других государствообразующих факторов помимо ислама. Так что магометанская вера — не единственная основа их государственности. Эти страны не выступают также источниками терроризма. Конечно, определенную опасность несут в себе, например, известные высказывания бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада о том, что Израиль следует стереть с лица земли. Однако, как мне представляется, Иран не следует вносить в список государств, которые могут служить источником экстремизма. Одновременно эта страна, как, впрочем, и Турция, обладает огромным экономическим потенциалом, который так нужен Польше.
Такую же опасность, как цивилизация арабского ислама, представляет цивилизация московская. Уровень идеологизации в России, пожалуй, выше, чем в мире ислама или, по меньшей мере, аналогичен. Именно Москва стала автором таких преступных деяний, как катынский расстрел или Пражская резня (штурм русскими войсками под командованием Суворова предместья Варшавы в ноябре 1794 года, — прим. пер.), о которой стали сейчас забывать.
Широкое поле для взаимодействия с Турцией открывается для нас как раз в контексте России. Москва пытается дестабилизировать эту страну, используя возникшую в последнее время напряженность во взаимных отношениях. Возьмем пример недавнего путча в Турции. На первый взгляд, могло бы показаться, что за ним стоял сам Эрдоган, которому был нужен повод для каких-то чисток. Такой вариант не исключен, но на самом деле чистки Эрдоган уже проводил. После Второй мировой войны Турция свернула на путь к светскому государству. Как только к руководству приходили более традиционалистские и исламские круги, светский генералитет захватывал власть. Так происходило несколько раз. Однако Эрдоган в самом начале своего правления в профилактических целях расправился со всей военной верхушкой того времени. Я бы выдвинул тезис, что за попыткой последнего переворота стояла Россия. Как мне представляется, это была попытка дестабилизировать политическую ситуацию в Турции. Москве выгодна любая дестабилизация в регионе. В первую очередь потому, что она опосредованно поддерживает несуществующее государство Курдистан, население которого сопоставимо по размеру с польским, и которое в каком-то смысле разделено сейчас между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. Создание независимого Курдистана — один из приоритетов Москвы, поскольку это образование, стало бы, несомненно, пророссийским. Россияне хотят любым способом добраться до Индийского океана, это одна из целей их геополитической стратегии.
Механизмы такой дестабилизации заметны во всем регионе, у всех соседей России. Недавно они были использованы в Армении и Казахстане. О Польше, Украине или странах Балтии можно даже не говорить: эти вещи всем хорошо известны. Возможно, попыток дестабилизации из-за своей силы может не опасаться Китай, хотя эскалация напряженности в Поднебесной отлично вписывается в российские интересы.
Это связано с опасениями Москвы по поводу возникновения широкой коалиции Междуморья, взаимодействующей с Тураном и Китаем. Я имею здесь в виду блок стран от Скандинавии и всей Центральной Европы (с Польшей и Украиной в качестве главной оси) до Турции, Кавказа, Ирана и всего Турана, то есть, помимо Турции — Таджикистана, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Если эта группа государств сможет завязать тесные, прежде всего экономические, контакты между собой и одновременно с Китаем, это станет для России смертельной угрозой. С 2011 года Польша поддерживает с Пекином стратегические отношения. Несколько лет назад такие же отношения сложились между Китаем и Турцией. Активизация сотрудничества в треугольнике Польша — Турция — Китай станет для России серьезной угрозой. Речь, конечно, идет о сотрудничестве не на цивилизационном, а на метацивилизационном уровне: экономическом, научном, энергетическом. Такого рода взаимодействие я называю рабочим термином синотурполонизм. В какой-то степени воплощением этого механизма в жизнь станет Новый Шелковый путь: коммуникационно—технологическая инфраструктура, обходящая стороной Россию. Даже если она будет частично проходить через эту страну, то лишь одной из своих веток, которую Москва сможет контролировать в минимальной степени. Китайцы не хотят, чтобы Россия могла внезапно заблокировать весь транзит в Центральную и Западную Европу. Ягеллонская концепция, которую в дальнейшем развивал Юзеф Пилсудский, очень разумна, однако, на мой взгляд, для того, чтобы эффективно противостоять России, ее потенциала мало. В связи с этим нам следует выработать четкую концепцию взаимодействия Междуморья (разумеется, в рамках НАТО) с Тураном и Китаем. Если это получится сделать, можно будет при поддержке США затянуть вокруг российского государства петлю и задушить его. Москва осознает эти намерения и старается всеми силами проделать в этой петле дыры: Украина, Грузия, Чечня, Казахстан, сейчас, возможно, Турция… Она старается разорвать ее также в Европе, например, в Австрии или Словакии. Попыткой вырваться из петли выглядит также проект «Северный поток». Между тем Польша заинтересована в том, чтобы затянуть эту петлю как можно туже. На это нацелены также действия нового правительства: создание инфраструктуры на оси север—юг станет противовесом для постялтинской инфраструктуры, расположенной на оси восток—запад.