В Швейцарии иммигранты из стран Магриба представляют собой небольшую, хотя и сплоченную диаспору, не сравнить с соседней Францией, и это понятно: у Конфедерации нет колониальной истории, а у Франции такое прошлое есть, в странах Магриба она до сих пор играет важную роль, в результате и выходцев из этого региона Африки там проживает на порядок больше. В Швейцарии же их насчитывается всего порядка 18 тыс. человек, что составляет примерно 1% от общего числа проживающих в стране иностранцев. В целом все они хорошо образованы и принимают активное участие в социальной жизни.
Недавно швейцарский Государственный секретариат по делам миграции (SEM) заказал проведение крупного исследования, которое было призвано дать общую картину структурных особенностей диаспоры людей родом из таких стран, как Марокко, Тунис и Алжир. Цель была «пролить свет на социум, который выглядит единым и тесно связанным межличностными контактами только в глазах того, кто к этому социуму не принадлежит».
Опубликованное в 2014 году исследование объемом в 150 страниц было подготовлено Швейцарским форумом по исследованию миграции и демографии при Университете города Невшатель (Schweizerischer Forum für Migrations- und Bevölkerungsstudien der Universität Neuenburg — SFM). Для начала оно обращается к тому, что роднит живущих в Швейцарии выходцев из Марокко, Алжира и Туниса, а именно, к религии: 95% из них практикуют суннитский ислам или являются так называемыми маликитами, то есть последователями суннитской религиозно-правовой школы имама Малика ибн Анаса. Они говорят на арабском и берберском языках. Все эти три страны раннее находились под контролем Франции.
Швейцария стала целью для иммиграции магрибинцев примерно с начала 1980-х годов. Чаще всего желающими въехать в Конфедерацию были студенты, политические оппозиционеры, просто экономические мигранты, люди, находившиеся в поисках лучших условий жизни. Достаточно либеральные швейцарские иммиграционные требования были, однако, заметно ужесточены в 1991 году после того, как Берн ввел для граждан Туниса, Марокко и Алжира визовой режим. Вступление Швейцарии в 2008 году в Шенген ситуацию для них никак не изменило.
По состоянию на конец 2010 года, в Швейцарии проживало чуть более 18 тысяч человек из этого арабского региона (из Марокко — 7469 человек, Туниса — 6418, Алжира — 3822). Большинство из них обосновались в крупных городах франкоязычных кантонов, имея статус «постоянных резидентов», то есть лиц с постоянной «пропиской» в том или ином городе, в той или иной общине. Нижеприведенная таблица показывает, как изменялось число живущих в Швейцарии выходцев из стран Магриба в период между 1981 и 2010 годом.
Демографическая структура и гражданское состояние
Среди иммигрантов из Марокко женщин больше, чем мужчин (10 женщин на 7 мужчин). А вот среди приезжих из Алжира и Туниса мужчины преобладают (107 мужчин на 100 женщин). Анализ так называемой возрастной пирамиды показывает, что большинство тунисцев и алжирцев в Швейцарии находятся в возрасте от 25 до 39 лет. Дети и пожилые люди, напротив, не столь многочисленны, как это обычно и бывает в группах мигрантов, цель которых найти работу или просто улучшить условия своей жизни.
Среди выходцев из Марокко 35% лиц находятся в возрасте от 30 до 39 лет. Интересно, что относительно немалое количество женщин из Марокко очень активны на рынке труда. Самую же значительную долю активного трудового населения составляют мужчины-марокканцы. Больше всего пожилых людей среди приехавших из Марокко, а молодежи — среди выходцев из Туниса.
Большинство граждан стран Магриба женаты или замужем (две трети алжирцев и марокканцев, 59% тунисцев. Большинство иммигрантов живут стабильной семейной жизнью, 24% марокканцев не женато, среди тунисцев таких 32%). Более половины марокканцев, тунисцев и алжирцев, постоянно проживающих в Швейцарии, состоят в браке с гражданами Швейцарии. Более половины женщин из Марокко замужем за швейцарцами. Среди женщин из Туниса и Алжира таких насчитывается только по 30%.
Виды на жительство
В Швейцарии существует целый ряд разных видов на жительство, предоставляемых иностранцам. Так, самый распространенный вид на жительство категории «B» (буква латинская) является ограниченным по времени разрешением на пребывание, тесно привязанным к трудовому договору и возобновляемым каждый год.
Вид на жительство категории «С» (буква латинская) является постоянным видом на жительство, документ которого, однако, надо менять каждые пять лет. Выдается он после пяти лет постоянного проживания в стране и дает все права, кроме права голосовать. Существуют также временные и сезонные виды на жительство.
Анализ визовой и миграционной информации, отражающей положение в Швейцарии лиц из стран Магриба, показывает, что, начиная с 1994 года, число тех, кто имеет в стране статус временного резидента, постоянно сокращалось в пользу увеличения числа лиц с постоянным ВНЖ. В результате в 2009 году 90% марокканцев и тунисцев, а также 87% тунисцев имели постоянный вид на жительство категорий «B» или «C».
Иммиграционный поток из стран Магриба в Швейцарию вызывается самыми разными причинами, среди которых выделяются воссоединение семей, поиск работы, учеба, поиск политического убежища. Среди марокканцев, иммигрировавших в Конфедерацию в период с 2002 года, две трети прибыли по линии воссоединения семей. В 2005 году таких было уже 80%.
Доля марокканцев, прибывших в 2002 году в Швейцарию с целью получить образование, не превышает 20%. В последние годы серьезно выросло число натурализаций. В период между 1992 и 2010 годом каждый год паспорта Швейцарии получали от 200 до 280 тунисцев, а также примерно 150-200 алжирцев.
Географическое распределение
Большинство иммигрантов из Магриба селятся в западной франкоязычной Швейцарии. В кантонах, где говорят на французском языке, проживает 64% алжирцев, 67% марокканцев и 56% тунисцев. Кантоны Женева и Во приняли более половины всех марокканцев и алжирцев, примерно 30% тунисцев живут в немецкоязычных кантонах, в особенности в крупных городах.
Рынок труда
Страны Магриба не относятся к регионам, откуда Швейцария на постоянной основе рекрутирует рабочую силу. Несмотря на это, многие люди из этих стран ведут здесь активную профессиональную жизнь. Две четверти трудятся (среди швейцарцев это соотношение составляет пять шестых). В сравнении с другими иностранцами из государств, не членов ЕС и ЕАСТ, приезжие из Марокко куда более активны на рынке труда.
Данная информация позволяет в значительной степени скорректировать «типичный» имидж мигранта из Магриба. На практике оказывается, что большинство таких мигрантов хорошо образованы и интегрированы, активны на рынке труда и в социальной жизни, исповедуя, при этом, не слишком консервативные ценности, например, что касается социального положения женщин.