Не Славой Жижек (Slavoj Žižek), не Янис Варуфакис (Yanis Varoufakis), не Тома Пикетти (Thomas Piketty) и не какой-либо другой политик или интеллектуал, а Папа Римский Франциск выступает сейчас лидером глобальных левых сил. Я пишу это не из чувства противоречия и не для того, чтобы вызвать раздражение у представителей Католической церкви. Их достаточно раздражает уже сам Франциск.
Такой взгляд неслучайно кажется по меньшей мере спорным, скорее, левым, чем правым. Да, я знаю, что Франциск не внес особых изменений в церковную доктрину и не перестал исповедовать жестокие пролайферские взгляды, которых продолжает придерживаться Католическая церковь (а польская — практически сделала их своей специальностью). Между тем именно Папа стал сейчас важнейшим мировым лидером, который борется с дискриминацией людей и неравенством. И это, по сути, борьба с любым неравенством, а не только с экономическим.
Папа стал критиком Католической церкви в ее современной форме, взяв себе имя Франциск. Он сам назвал это свидетельством пребывания католичества в глубоком кризисе и необходимости реформ не только в изъеденной коррупцией ватиканской бюрократии, но в общей позиции церковных кругов, далекой от того, что Папа называет «Церковью бедных». Франциск начал в самый первый день — с себя.
Сложно привести полный список всех благ и привилегий, от которых он отказался, отойдя от традиции. Приведем только самые важные. Он поселился не как его предшественники в Апостольском дворце, а в квартире в Доме святой Марты, где принимает небольшие делегации и устраивает частные аудиенции. Каждый день Папа проводит службу в одной из небольших часовен здания. По Ватикану он перемещается пешком или на машине марки Volkswagen, которая принадлежит ватиканской жандармерии. Он ездит, не как его предшественники, на роскошных автомобилях, а на простой небольшой машине. Папское кольцо, которое он принял на интронизации не сделано целиком из золота, а лишь позолочено. Франциск также решил, что будет путешествовать по другим странам не как гражданин Ватикана, а как гражданин своей родной страны — Аргентины. Он отказался также отдыхать в летней резиденции в Кастель-Гандольфо, как делали, например, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI. Короче говоря, польские епископы выглядят на его фоне богачами: золотые перстни, машины самых лучших марок, лучшие дворцы из доступных.
Стиль Папы произвел сильное впечатление, так что начались разговоры об «эффекте Франциска». К всеобщему удивлению, Папа воспользовался этим вниманием для того, чтобы высказать крайне непопулярные или немыслимые раньше для Католической церкви взгляды. В своих выступлениях Франциск призывал повернуться лицом к разведенным, женщинам, геям, атеистам, представителям других религий. Пролайферские организации возмутил призыв Франциска «отпустить грех аборта людям, которых отлучили за него от Церкви»: они закономерно сочли это опосредованным разрешением на такую процедуру или, по меньшей мере, разворотом к кругам Прочойс.
Папа заявил, что христианам следует попросить прощения у гомосексуалистов за то, как они к ним относились раньше. «Гомосексуалисты не должны подвергаться дискриминации, к ним следует относиться с уважением, — говорил Франциск и добавлял, — Следует попросить прощения также у женщин и детей, которых принуждают к труду». Традиционно настроенных католиков особенно возмутила обращенная к ним фраза: «Кто мы такие, чтобы судить геев?» Глава Церкви лишил католиков права ненавидеть, презирать представителей ЛГБТ—сообщества и относиться к ним с чувством морального превосходства, как делают это политические партии, СМИ, а также считающие себя католическими круги и организации. В Польше это стандарт для всех католических правых сил. Понятно, почему Франциска там тихо или открыто ненавидят, не меньше чем ЛГБТК—сообщество. Но он остается понтификом, а у католиков-реакционеров возникла проблема.
Папа не только выступает против культурной дискриминации, но и решительно критикует неолиберализм. Франциск нанес удар по ядру этой идеологии — концепции триклдаун, которая обещает, что когда преуспеют те, кто находится наверху, блага просочатся к тем, кто находится внизу. Однако мы видим, что неравенство усиливается, а на огромных пространствах Запада реальные зарплаты не меняются десятилетиями. «Эта теория, которую так и не подтвердили фактами, выражает незрелую и наивную веру в доброту тех, кто держит в руках экономическую власть, в сакрализацию работающей системы. Между тем обездоленные продолжают ждать». Папа категорически осудил современное состояние капитализма, говоря, что «экономика неравенства» — это «экономика, которая убивает». Столь же решительно Франциск продвигает экологические тезисы и борется с разнообразными нелепыми теориями, оспаривающими существование глобального потепления.
Еще активнее подключился Папа к третьему, важнейшему для левых вопросу: ситуации беженцев и иммигрантов. Чем меньше занимается ими мир, тем активнее участвует в их судьбе глава Католической церкви. В великий четверг Папа в ходе традиционной церемонии омыл ноги одиннадцати иммигрантам в итальянском лагере для беженцев. Правый и католический интернет в Польше взвыл от бешенства. Приведу несколько комментариев о жесте Франциска, появившихся под текстами на порталах правой ориентации: «Папа (если его можно так назвать) осквернил Великий четверг»; «Франциск! Мне жаль это говорить, но ты теряешь уважение верующих при каждом своем появлении»; «из-за этого странного человека я ухожу из Церкви»; «проявление слабости и глупости»; «жаль, он не омыл ноги тем, которым ислам оторвал ноги при помощи бомб»; «интересно, останется ли он таким милосердным, если взорвут Ватикан». С тех пор всем стало ясно, что Папу в польской Церкви и на польском правом крыле, мягко говоря, не любят.
Но левым следует оценить его должным образом. Борьба с дискриминацией по половому, расовому, национальному, религиозному признаку и признаку сексуальной ориентации, а также с социальным неравенством, диким капитализмом, уничтожением окружающей среды и защита беженцев — такой набор взглядов помещает Франциска на сторону левых. Глобальный масштаб его деятельности, а прежде всего то, что в отличие от политиков и многих интеллектуальных звезд левого фланга Франциск просто не страдает звездной болезнью, а остается искренним, прямолинейным, лишенным цинизма человеком, превращает его в фигуру, которая может изменить мир, возможно, больше, чем кто-либо другой.
В интервью журналу Newsweek для описания ситуации с Папой и польским епископатом, мне пришло в голову лишь одно определение: «Ваша Церковь, наш Папа». Епископат подтвердил этот тезис: епископы встретили приезд Франциска на Всемирные дни молодежи приглашением для верующих, в котором… ни единым словом не упомянули о Папе, то есть главном госте мероприятия. Нет проблем, мы с удовольствием примем этого гостя сами. Он великолепен!