Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Где аналитика по поводу Pokemon Go?

Иллюзия, создаваемая этими игровыми продуктами, коварна, считает наш культурный критик.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Смешивать действительность и вымысел, а также передавать режиссуру «расширенной реальности» в руки других — не очень хорошая идея, особенно если режиссерами являются транснациональные компании, хорошо зарабатывающие на любителях играть. Действительность игры становится главной и приучает пользователей к ценностям жестокого мира капитализма и войны.

На Ратушной площади Копенгагена стоят сотни, а может быть даже тысячи людей. В руках у них смартфоны, направленные на ратушу. Они фотографируют? Нет, на экранах они видят желтых покемонов, выглядывающих из ратуши.


Они смотрят на экран и бросают в покемонов шары poke-baller, чтобы собрать очки poke-poeng (candy). Получив много очков, они получат много шаров, из которых они могут собрать фигуры. В конце игроки борются фигурами друг с другом как воины.

Некритичная похвала

В прошедшие дни я читал статью за статьей об этой игре и о том, как овладеть этой игрой, и тому подобное. Почти все прочитанное было инструкциями для пользователей или похвала без всякой критики.

А где же анализ? Размышления? Разве не это газеты должны давать людям?

Но меня  действительно огорчает, что слишком немногие видят проблему в соединении вымысла с действительностью.

Вымысел и действительность

Pokémon Go в настоящий момент загружен в смартфоны десятков миллионов, которые двигаются повсюду в поисках фантастических фигур (которых можно определить по координатам GPS). На экране ты видишь фигуры в реальном окружении, потому что в игре используется технология так называемой «расширенной реальности» (Mixed Reality): фантастический мир экрана перемешивается с действительностью.

По-прежнему относительно легко можно отличить вымысел от действительности в Pokémon Go, потому что покемоны без сомнения являются фантастическими фигурами, но мы легко можем подумать о том, что виртуальные элементы настолько схожи с реальностью, что мы едва улавливаем разницу. Это технология. И что же происходит?

От мобильного телефона к очкам

Еще больше проблем возникает, если мобильный телефон поменять на очки Mixed Reality, где тебе даже не нужно смотреть на экран, чтобы очутиться в смешанной реальности. В настоящее время эта технология бурно развивается, в частности, компанией Oculus og Leap Motion.

Microsoft и Apple тоже выделяют большие деньги на это. Расширенная реальность вберет в себя не только игру, это всего лишь вопрос времени. Уже идет работа над компьютером, где нет ни экрана, ни клавиатуры.

Лондонский дизайнер Кейичи Матсуда (Keiichi Matsuda) дает интересную (хотя и дистопическую) картину того, как все может развиваться в своем мультипликационном фильме Hyper-reality.

Преувеличение? Не будьте столь самоуверенными.

Шар в движении

Большой интерес к Pokémon Go и внимание со стороны СМИ привели шар в движение: на подходе многочисленные продукты, смешивающие действительность и вымысел, и переход от общества, использующего экран, к обществу, где нет экрана,  будет идти быстрее.

Благодаря этому мы легче сможем исчезнуть в поддельной действительности, хотя это может создавать впечатление того, что мы освобождаемся от нее. Мы двигаемся по кругу в реальности!

Но «реальность» срежиссирована программным продуктом, который создает числовое переживание. Иллюзия, создаваемая этим продуктом, коварна, потому что виртуальный вымысел может задвинуть в тень старую, сероватую действительность.

Война и капитализм

Pokémon Go превращает исторические строения и произведения искусства в декорации зеленого сказочного мира, где речь идет о лишь том, как заработать очки, охотясь на покемонов, в которых мы бросаем шары. Этот «заработок» превращает все в товар, на котором мы можем заработать деньги, или который можно улучшить с помощью полученных очков.

Игра встраивается в инструментальное мышление «цель-средство», где количество переходит в качество. Важным считается получение очков, а не вещь или переживание как таковое.

Вызывает озабоченность также и то, что получение очков означает, что ты хороший воин. За приятной внешностью скрывается позитивная оценка силы, насилия и требование набрать как можно больше очков. Действительность игры становится главной и приучает пользователей к ценностям жестокого мира капитализма и войны.

Реклама и наблюдение

Смешивать действительность и вымысел, а также передавать режиссуру «расширенной реальности» в руки других — не очень хорошая идея, особенно если режиссерами являются транснациональные компании, хорошо зарабатывающие на любителях играть.

Совершенно ясно, что реклама, наблюдение и глубинный анализ данных постепенно станут частью этого мира. Это уже произошло с социальными сетями, и это будет происходить с этой смесью вымысла и реальности.

Отсутствие критики

Понятно, что люди очень любят развлечения, но игра становиться серьезной, когда вымысел вползает в мир, лежащий за пределами экрана, а люди не видят в этом проблемы.

Почему так мало аналитических размышлений вокруг этой новой технологии, которая в столь большой степени может дать другое определение нашей будничной жизни?

Можно, конечно, сказать, что я преувеличиваю, но я не говорю «перестаньте играть».

Я просто ищу хороший анализ, нам нужно это и как можно скорее, потому что крупные компании скоро заставят нас проглотить всю без остатка смешанную действительность.

Нужно ли нам это действительно?