Кандидат от Республиканской партии — откровенно сумасшедший. Тем не менее его место впоследствии может занять более умелый и тонкий демагог.
Тот факт, что мы знали, что это случится, не сделал все менее гротескным. Нам без конца твердили, что опасный демагог и всячески поддерживающая его семья взяли под контроль Республиканскую партию. Как бы то ни было, особый характер выступления Дональда Трампа на съезде республиканцев 21 июля (его речь была такой гипертрофированно алармистской и предвзятой, что звучала почти комично) не мог не вызвать тревогу у любого человека, которого все еще волнуют такие устаревшие ценности, как демократия и свобода. В то же время его заявления показали телезрителям, что у Трампа откровенно мало шансов на победу в ноябре. Несмотря на все рассуждения о его политическом джиу-джитсу, у него нет ни таланта, ни хладнокровия истинного автократа.
Его выступление развеяло последние сомнения в том, что мы имеем дело с несдержанным самодуром, избрание которого станет катастрофой для страны и остального мира. Когда содержание просочилось в прессу в четверг днем, специалисты справедливо указали его мрачную окраску и сформированную ужасную картину современной Америки. Но все это была ерунда по сравнению с самой речью, которую словно произнес буйно помешанный с красным от злобы лицом. Черпая вдохновение у Рудольфа Джулиани (Rudolph Giuliani), Трамп буквально кричал в некоторых отрывках, без конца хмурился и словно питался создаваемой им мрачной атмосферой.
Трамп утверждает, что США — на грани депрессии
В четверг вечером планы Трампа для страны прояснились. Он представил США государством на грани депрессии, которое должно принять чрезвычайные меры ради собственного спасения. Отсюда упор на преступности, терроризме и социальной дезинтеграции, ложная статистика и плохие прогнозы. Цель — не только победить на выборах, но и нарисовать картину страны, во главе которой встанет Трамп: экстренная ситуация требует экстренных мер.
Неспособность умерить свой тон (она тесно связана с неумением держать себя в руках) — вот, что с самого начала ставит Трампу палки в колеса.
Вместо того, чтобы выстроить аргументы против иммиграции, он называет всех мексиканцев ворами и ставит под сомнение беспристрастность американского судьи. Вместо предложений по борьбе с ДАИШ он говорит о запрете доступа в США для всех мусульман. Хотя Трамп в целом придерживался текста написанной для него речи (и не отклонялся от нее, чего боялись некоторые его советники и республиканцы), его выступление все равно отдавало столь типичным для него сумасшествием. Это все, что у него есть. В противном случае Хиллари Клинтон пришлось бы несладко.
Именно это и есть самое страшное. Стоит внимательно взглянуть на то, что спустил с цепи Трамп: он не просто дал выход шовинизму и нетерпимости, а показал, что у белого национализма существует реальная база. Теперь опасаться стоит уже не только победы Трампа (а она возможна, несмотря на невысокие шансы), а того, что после него мы увидим его более привлекательную, умелую и тонкую версию. Эта перспектива (и угроза) будет стоять перед нами вне зависимости от результатов ноябрьских выборов.