Новый теракт в Германии. В воскресенье вечером 27-летний сирийский беженец с психиатрическими расстройствами погиб в результате взрыва, который он устроил неподалеку от музыкального фестиваля в Ансбахе на юге Германии. Стоит отметить, что прошлая неделя в стране была отмечена сразу несколькими трагическими случаями.
Исламистские мотивы содеянного пока не были подтверждены, однако полиция отрабатывает эту версию. 18 июля Германия пополнила печальный список стран, на территории которых произошли теракты «Исламского государства» (организация запрещена на территории РФ). В начале недели ИГ взяла на себя ответственность за действия юного афганца, который напал с топором на пассажиров поезда (четыре человека получили ранения), подтвердив тем самым страхи многих немцев: Германия стала такой же целью для террористов, как Франция, Бельгия и США.
Пока стране удавалось избежать крупномасштабных исламистских терактов, однако власти неоднократно указывали на их вероятность. К тому же ни у кого из граждан не было причин сомневаться в обоснованности своих подозрений после того, как запланированный на 17 ноября 2017 года матч Германия-Нидерланды (его представляли «символом свободы» после терактов 13 числа во Франции), на котором должна была присутствовать Ангела Меркель, отменили из-за «конкретной» угрозы.
Угрозы и изолированные происшествия
С начала 2015 года на территории Германии произошло несколько изолированных случаев проявления исламистской агрессии. В своем обращении взявший на себя ответственность за теракты 13 ноября Фабьен Клен (Fabien Clain) назвал Германию «страной крестоносцев» и заявил, что хотел ударить по ней не меньше, чем по Франции, во время матча двух национальных сборных в Сен-Дени.
В августе 2015 года два заявивших о своей принадлежности к ИГ боевика выпустили видеообращение с угрозами в адрес Германии и Ангелы Меркель. В сентябре досрочно освобожденный иракец (он отбывал срок за принадлежность к «террористической» организации) был застрелен полицейскими после того, как ранил ножом их коллегу в Берлине. В феврале 15-летняя девушка напала на полицейского с ножом на вокзале в Ганновере. Позднее следствие доказало, что ею двигали исламистские мотивы: она уже пыталась отправиться в Сирию, чтобы влиться в ряды "Исламского государства".
2 июня был предотвращен теракт в центре Дюссельдорфа с участием трех сирийцев, предположительно членов ИГ: подозреваемые были задержаны. Судя по всему, они хотели взорвать себя в старом городе.
Военная поддержка в Ираке и Сирии
Как и после недавней трагедии во французской Ницце, ИГ утверждает, что теракт в Германии является ответом на его призывы к ударам на территории стран-участниц международной коалиции, которая наносит удары по исламистам в Сирии и Ираке.
Так, несколько десятков военных участвовали в программе подготовки отрядов в Иракском Курдистане, борющихся с террористами ИГ. Кроме того, Германия развернула разведывательную технику, отправила курдам противотанковые ракеты, штурмовые винтовки и пистолеты, а также оказывает содействие в заправке самолетов коалиции.
После 13 ноября 2015 года Ангела Меркель продемонстрировала безусловную поддержку Франсуа Олланду. «Нам нужно бороться с «Исламским государством» военными средствами», — заявила она в тот момент. Месяц спустя немецкие депутаты утвердили развертывание до 1 тысячи 200 солдат и полудюжины самолетов для участия в военных операциях коалиции.
Споры вокруг приема мигрантов
Как и многим европейским странам, Германии приходится иметь дело и с внутренней угрозой, то есть возвращением уехавших воевать в Ирак и Сирию граждан. В конце февраля расположенный в Лондоне Международный центр исследования радикализации и политического насилия привел следующие цифры: до 30 июня 2015 года в ряды ИГ на сирийской и иракской территории влились 677 немцев (800 с начала сирийского конфликта). Треть из них уже вернулись в Германию.
В понедельник теракт был устроен афганским беженцем. Германия представляется многим мигрантам землей обетованной и приняла за прошлый год более миллиона из них (многие спасались от конфликтов в Ираке и Сирии).
Сейчас в стране наметился раскол по вопросу приема мигрантов, а проявления ксенофобской агрессии пошли в гору по мере увеличения притока беженцев. Поэтому нет сомнений, что этот теракт вновь разожжет споры, которые лишь играют на руку правым популистам.