Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Инцест и хвост

Лучшие фильмы Одесского кинофестиваля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Церемония закрытия 7-го Одесского международного кинофестиваля началась словами в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова. Первой наградой стал почетный приз «Золотой Дюк», которым отметили председателя международного жюри — драматурга, сценариста и поэта Кристофера Хэмптона. Главный приз международного конкурса жюри присудило ленте «Незаконные» румынского режиссера Адриана Ситару.

Церемония закрытия 7-го Одесского международного кинофестиваля началась словами в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова.

Первой наградой стал почетный приз «Золотой Дюк», которым отметили председателя международного жюри — драматурга, сценариста и поэта Кристофера Хэмптона.

Главный приз международного конкурса жюри присудило ленте «Незаконные» румынского режиссера Адриана Ситару. В центре — буржуазная семья Ангелеску, четверо детей и овдовевший отец. Во время семейного ужина дети узнают, что отец доносил на женщин, которые хотели прервать беременность (до 1989-го в Румынии были запрещены аборты). Двойняшки Роми и Саша были нежеланными, и отец уговорил мать не делать аборт. «Незаконные» — кино о плодах цивилизации, свободе и толерантности, с христианским хеппи-эндом. Готово ли румынское общество принять инцест, будет ли рожденный в таком союзе ребенок изгоем? Эти вопросы остаются без ответа. В Ветхом Завете сказано: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу». Снимал ли Адриан Ситару свой фильм об аде политкорректного мира или об аде мира ветхозаветного — вопрос открытый. Возможно, ответ заложен в финальном кадре: семейный портрет с хомячком в интерьере, киноманский привет Франсуа Озону. Но если в фильме «Крысятник» с появлением в доме крысы благополучие буржуазной семьи разрушается, то с появлением хомячка в семье Ангелеску наступает гармония.



Бельгийско-французская черная комедия «Смерть от смерти», дебют режиссера Ксавье Серона, удостоенного звания «Лучший режиссер» ОМКФ-2016, продолжает тему непростых отношений матери и сына. «Каждая мать, дав жизнь ребенку, в нагрузку дает ему и смерть», — сообщается в начале убийственно смешного, парадоксального, и, на мой взгляд, лучшего фильма конкурсной программы, фильма о непостижимости любви, жизни и смерти…



Гран-при фестиваля «Золотой Дюк» (вручается по итогам зрительского голосования) ожидаемо достался роуд-муви «Тот, кто горит, горит, горит» — дебюту британского режиссера Чании Баттон. Такой же приз фильм получил и на Лондонском кинофестивале, одесские зрители тоже голосуют за жизнеутверждающую сентиментальную комедию, даже если она о смерти…

Лучший украинский полнометражный фильм Национальной конкурсной программы — «Гнездо горлицы» режиссера Тараса Ткаченко. Картина была отобрана для конкурсного показа на Московском кинофестивале, но режиссер отказался от участия в знак солидарности с Сенцовым и Кольченко. В приватной беседе один украинский кинематографист поделился наболевшим: «Почему, если фильм про Украину, то обязательно про гастарбайтеров в Европе, все кругом одинокие, несчастные, беременные, проститутки, почему нужно все время вызывать жалость? Наверное, про счастливых не интересно снимать…»



Специальный диплом жюри присудило фильму «Людоеды» (приз зрительских симпатий на кинофестивале в Роттердаме-2016) и греческой драме «Загар». Выбор жюри вполне соотносится с ориентацией фестиваля на зрительский кинематограф, арт-мейнстрим. В «Людоедах» мы видим спектакль, поставленный по мотивам рассказов Чехова, где все поют, танцуют, пьют водку и «висят на люстре». В жизни театральная труппа живет обычной «чеховской» жизнью, где все ссорятся, пьют, женятся, изменяют, рожают детей… «Загар» — традиционная драма о кризисе среднего возраста: главный герой, врач Костас влюбляется и пускается во все тяжкие, но финал несколько обескураживает…

Заслуживает упоминания драма «Метаморфозис» Сергея Тарамаева и Любы Львовой, история о гениальном молодом пианисте Алексее Сенине, который живет под удушающей опекой двух женщин — мамы и тетки. Здесь тоже появляется тема инцеста. Метафизический фильм-гротеск российских режиссеров вызвал неоднозначную реакцию зрителей, от полного неприятия до полного восторга, но, к сожалению, не завоевал симпатий жюри.



Персонаж нового фильма «Зоология» Ивана Твердовского влюбляется в хвост героини, но его возлюбленная отрезает хвост, тем самым отказываясь от любви. Русалочка в польском хоррор-мюзикле «Дочери дансинга», отрезая свой хвост ради любви, теряет талант, голос, любовь и жизнь. Мораль такова: любите свой хвост!

«Очень большой фильм» — симпатичный дебют молодого ливанского писателя Мир-Жана Бу Шаайя и первый ливанский фильм, попавший в Международный конкурс ОМКФ. Это пародия на голливудское кино категории Б. Здесь речь тоже о запретной любви — тема брака между христианами и мусульманами в свете последних событий весьма актуальна…

На показе документальной ленты «Олег и редкие искусства», посвященной композитору Олегу Каравайчуку, присутствовала Кира Муратова, к фильмам которой писал музыку Каравайчук. Специальный диплом жюри достался фильму Зоси Родкевич «Мой друг Борис Немцов».



Фестивальное красное ограждение удачно отличалось от серых решеток российского «Кинотавра». Стоит отметить работу международной летней киношколы ОМКФ-2016, мастер-классы которой мог посетить любой желающий. Все показы проходили с аншлагами, несмотря на удивительную даже для Одессы жару…