Ницца, Вюрцбург, Мюнхен… Цифровые СМИ могут способствовать усилению насилия и ненависти. Но что должны делать операторы платформ? Они в сложном положении.
Твиттер и Фейсбук — всегда самые быстрые. Первые фотографии с мест преступлений появляются в социальных сетях, непроверенные, неотфильтрованные, со всем своим паническим потенциалом. Так было и в прошлую пятницу, когда в Мюнхене молодой человек в торговом центре «Олимпия» в состоянии буйства совершил преступление. В социальных сетях тем временем сообщалось о нескольких преступниках с винтовками в центре Мюнхена.
Вооруженные полицейские в штатском были, вероятно, приняты за террористов, к такому выводу пришел министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер (Thomas de Maizière) (ХДС, Христианско-демократический союз — прим. пер.). Настоящий преступник стрелял из пистолета Glock. Информацией владеют люди, но уже не полиция, сказал министр. Де Мезьер высказал также критику, которая повторяется каждый раз после преступлений, совершенных на почве буйства, а именно по поводу «невыносимого количества в интернете игр, прославляющих насилие». О законодательных последствиях он не захотел говорить.
Министр совсем недавно усилил давление на интернет-платформы. Так де Мезьер призвал Фейсбук активнее выступать против идей терроризма. Накануне министр юстиции Германии Хайко Маас (Heiko Maas) (СДПГ, Социал-демократическая партия Германии — прим. пер.) повторно предупредил социальную сеть о том, что они слишком нерешительно удаляют послания, призывающие к ненависти.
Тем самым оба министра, возможно, готовят почву для усиления ответственности платформ в интернете. Они открыто призывают интернет-платформы сделать хоть что-то, иначе регулировкой займутся они сами. Между тем Фейсбук сотрудничает с «Добровольным саморегулированием поставщика услуг мультимедиа fsm» под крышей министерства юстиции Германии в группе специалистов для решения конкретной задачи, а именно — борьбе с посланиями, призывающими к ненависти.
«Борьба с языком ненависти»
Похожим объединением является «EU Internet Forum». Его членами являются технические фирмы (конкретно Ask.fm, Facebook, Google, Microsoft и Twitter), полицейская служба Европейского союза Европол, а также правительства. В июне форум ознакомил с «Кодексом поведения в борьбе с языком ненависти».
Но отвратительная ненависть необязательно должна быть противоправной. Интернет-фирма Eco жалуется, что у провайдеров пока «большие трудности» при оценке, действительно ли речь идет о нелегальном контенте.
Для решения вопросов, связанных со свободой мнения, необходимо хорошее знание законов, говорит от имени Правления Eco Оливер Зюме (Oliver Süme). Он считает, что провайдеры вынуждены выступать в роли судей. «При этом провайдеры никогда не смогут принять решение в пограничных случаях, когда решение должны принимать судьи». — говорит Зюме.
«Оценки очень расходятся»
Маас сам недавно сетовал на то, что Фейсбук удаляет не то, что следует. В социальной сети тем временем группа сотрудников занимается проверкой и удалением комментариев, содержащих призывы к ненависти. В действительности постоянно удалялись послания сатирического содержания и частично даже страницы, направленные против самой ненависти.
Положение — сложное, потому что сатирой себя называют также некоторые правоэкстремистские провокационные страницы. «Оценки очень расходятся», — констатирует Отто Фолльмерс (Otto Vollmers), управляющий «Добровольным саморегулированием». — Юрисдикция в отношении таких дел в уголовном праве вовсе не однозначна, и здесь не обойтись без оценки каждого единичного случая.
Как точно происходит сотрудничество министерства юстиции, сотрудников «Добровольного саморегулирования» и Фейсбука, об этом все участники отмалчиваются. Существует договоренность о том, что это дело доверительное, говорит один из участников этих переговоров. Однако, министерство юстиции Германии это опровергает. Известно, что отдельные случаи не обсуждались. Также и толкования правовых предписаний не озвучивались. Речь шла только о договоренностях в рамках работы группы специалистов для решения конкретной задачи.
Если фирма ознакомлена, то она несет ответственность
Какое регулирование угрожает платформам, если они не выполнят требования, на этот счет нет какой-либо единой точки зрения. Министерство внутренних дел Германии нацелено на то, чтобы смягчить старый принцип интернет-права: исключительное право ответственности интернет-провайдеров.
Это регулирование должно предотвратить положение, при котором предложения в интернете были бы задушены обычной ответственностью и обязанностями. Поэтому Facebook, Google, а также более мелкие провайдеры должны только тогда беспокоиться о том, что пользователи публикуют на их платформах, когда они об этом узнают. Они решительно не должны ничего проверять заранее, потому что как раз для более мелких фирм это было бы практически невозможно.
Поэтому в течение многих лет действует парадоксальное правило: если фирма обратит внимание, то она получит информацию и сразу понесет ответственность. Поэтому адвокаты вынуждены советовать платформам не обращать внимания. А это очень проблематично в случаях с посланиями, призывающими к ненависти и вербующими террористов.
«Символичная политика»
«Послания террористического содержания уже сейчас удаляются сразу же, как только о них становится известно», — защищается Оливер Зюме из Eco. В противном случае ответственность несли бы провайдеры. Усиление ответственности было бы «символичной политикой». Комиссия сообщила еще в мае этого года, что исключительное право ответственности интернет-провайдеров должно остаться. Особые правила должны быть для видео-предложений и в сфере авторских прав.
Министерство юстиции Германии, очевидно, предлагает другой путь. Оно требует от Фейсбука больше прозрачности. «Если здесь не будет принято удовлетворительного решения, то нам придется задуматься над вопросом, не должны ли мы с помощью законодательства ввести также обязательство по предоставлению информации», — сказал один спикер. В конечном счете, ЕС должен найти решение.