Ослепительная вспышка, которую вы видели в минувшие выходные, была продуктом совместной деятельности Дональда Трампа и Владимира Путина, наваждения американских СМИ. Результатом стала опьяняющая история о взломе компьютеров Демократического национального комитета (ДНК) и публикация электронных писем, совершенные, предположительно, с помощью русских хакеров и, предположительно, к вящей радости республиканского кандидата. После изучения всех данных появилось расхожее мнение, что Трамп является русской марионеткой, внедренной фигурой, с помощью которой Путин планирует захватить США.
Да, я преувеличиваю. Но не намного.
Во-первых, была субботняя статья Джоша Маршалла (Josh Marshall) в Talking Points Memo, где предполагается следующее:
«Как минимум, Трамп финансово очень зависит от русских денег, принадлежащих близкому окружению Путина. И это соответствует подозрительной заботливости о российских внешнеполитических интересах в тех случаях, когда они вступают в конфликт с американской политикой, и это длится уже десятилетиями, при президентах от обеих партий. Существует также определенные свидетельства, позволяющими предположить, что Путин стоит за финансовой поддержкой Трампа, или что между ними существует явный союз».
Затем в воскресной утренней передаче руководитель кампании Хиллари Клинтон Робби Мук (Robby Mook) замкнул круг, рассказывая всем, что взлом компьютеров ДНК совершили русские с целью навредить Клинтон и помочь Трампу. «Думаю, собрав вместе все элементы, мы увидим тревожную картину, и избирателям следует подумать об этом», — сказал он Джейку Тэпперу (Jake Tapper).
Вскоре даже опытные репортеры запыхтели. «Что вы думаете о том, что Трамп оказался агентом Путина?» — написал мне один из них.
Вот что я думаю: на самом деле мы этого еще не знаем.
Давайте посмотрим, что мы знаем, или думаем, что знаем.
Трамп отчаянно пытается вести бизнес в Москве с 1987 года. Он пытался осуществить там проекты в сфере дорогой недвижимости в том году, затем еще раз через девять лет в 1996 году, потом еще раз в 2005 и в 2013 году.
Страшно? Не очень. В 1987 году Россия, тогда еще СССР, начала открываться миру так же, как сейчас это делает Куба — медленно, осторожно, пытаясь найти баланс между сохранением ведущей роли коммунистической партии и необходимостью ввести дозу капитализма, так как командная экономическая система по тем или иным причинам не могла прокормить народ. Трамп был всего лишь одним из многих, очень многих западных бизнесменов, учуявших возможность и попытавшихся заработать — примерно так же, как многие сегодня воспринимают развитие событий на Кубе. Страна в таком отчаянном положении, настолько неразвита и при этом занимает весьма важное место в американском воображении, дает возможность сделать очень многое и принести много денег.
Когда в 1996 году Трамп пытался построить в Москве дорогие жилые комплексы с помощью финансирования от американских табачных компаний, Россия переживала период очень дикого капитализма. Советскую экономику продолжали демонтировать, заводы, шахты и все остальное отдавали за бесценок тем, кто мог принести достаточно наличных вечно нуждавшемуся правительству Бориса Ельцина. Невозможно преувеличить легкость, с которой делались деньги. Американские и британские бизнесмены, такие, как Билл Браудер (Bill Browder) и Борис Джордан (Boris Jordan), бросились в Россию и стали миллиардерами чуть ли не моментально.
(Кстати, в 1996 году Пол Татум (Paul Tatum), американский бизнесмен из Оклахомы, был застрелен на улице в Москве. Убийство оказалось заказным и было сделано для того, чтобы местный партнер и московское правительство завладели его бизнесом. Какой это был бизнес? Дорогой отель. Когда Татум впервые приехал в Россию изучать местный рынок? В 1985 году).
Эти хорошие времена внезапно закончились в 1998 году, когда финансовый кризис и правительственный дефолт едва не смели российскую экономику. Так что же делал Трамп, пытаясь построить в Москву Башню Трампа в 2005 году? Достаточно сказать, что он был не один такой. Начиная с 2000 года, цены на рост и сырье стремительно росли, и ВВП России увеличивался на 4,7% в плохой год и на 8-10% в более удачные времена. Москва стала новым, сияющим городом, возникшим в результате экономического бума. Постоянно появлялись новости о чрезмерной роскоши российских ночных клубов, ресторанов, отелей, моды. Русские не могли насытится «Мазерати», товарами Apple, Gucci, Prada и всем, что Запад был готов продавать им. Потоки нефтедолларов привлекли западных бизнесменов, решивших снова попытать удачи на этом прииске. Вкусы Трампа полностью отвечали представлениям российских нуворишей о роскоши в те времена. Было бы преступно глупо не попытаться построить отель там, где обожают побрякушки и финтифлюшки и к тому же охотно сорят деньгами.
Позвольте предположить кое-что. Тот факт, что Трамп, несмотря на очень теплое отношение к стране, не смог ничего построить в России, хотя это удалось Ritz Carlton, Kempinski, Radisson, Hilton и многим другим западным сетям, говорит о том, что у него нет никаких связей с влиятельными русскими. Со времен первого набега Трампа на Москву в 1987 году сменились четыре главы государства — Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев, Путин — но одно осталось неизменным: в настолько персонализированной системе ничего нельзя сделать, не имея в Кремле своих людей, готовых подсказать, как маневрировать в запутанной сети, и чью ладонь надо смазать. Тот факт, что многие мировые сети отелей смогли построить гостиницы в Москве, а Трамп не смог, говорит о его неспособности ориентироваться в теневом мире и о его слабых деловых качествах. Если бы Трамп на самом деле возлежал с Путиным, то в Москве давно была бы Башня Трампа, а то и несколько.
Трамп ведет дела с сомнительными личностями из бывшего СССР. А что удивительного в том, что бизнесмен, торгующий недвижимостью в Нью-Йорке и Флориде, находит покупателей из бывшего СССР? Элита этого богатого ресурсами пространства ворочает огромными деньгами и, как и их коллеги из стран Персидского залива и Китая, часто выводит капитал из своих нестабильных и непредсказуемых стран, инвестируя в рынок недвижимости в таких местах, как Лондон и Нью-Йорк. Как правило, это делается в очень непрозрачной манере, через подставные компании, владеющие подставными компаниями, владеющими подставными компаниями, так как никто не хочет иметь дело с сомнительными казахскими или русскими олигархами, а те тоже хотят конфиденциальности. Вот, к примеру, расследование The New York Times о дорогом жилье в Time Warner Center на Манхэттене. Угадайте, кто владеет многими квартирами, но не живет в них?
Публикация в «Викиликс» документов ДНК, тем не менее, остается дымящимся пистолетом. Хотя кампания Клинтон намеренно выпячивает российское вмешательство в этот инцидент с целью отвлечь внимание критиков от очевидного анти-сандерсовского настроя электронных писем, кое-что в этих утверждениях есть. Давайте посмотрим на факты. Месяц назад стало известно, что хакеры Fancy Bear и Сozy Bear, взломавшие серверы ДНК, связаны с российской военной разведкой ГРУ, одной из наиболее засекреченных ветвей российских спецслужб. Месяц спустя электронные письма ДНК появились у «Викиликс» с метаданными, свидетельствующими об их прохождении через российские компьютеры.
Это неудивительно. «Викиликс» давно сотрудничает с российским правительством. Основатель «Викиликс» Джулиан Ассандж, представленный в виде примера западного лицемерия, стал героем российской пропаганды, когда заперся в посольстве Эквадора в Лондоне. Ему дали свое шоу на RT, кремлевском пропагандистском англоязычном телеканале. Эдвард Сноуден оказался в России неслучайно. Когда Сноуден был в бегах и оказался как в чистилище в московском аэропорту, его сопровождала Сара Гаррисон (Sarah Harrison), редактор «Викиликс». Как написано на этом сайте, «Гаррисон храбро помогала Сноудену в его законном отбытии из Гонконга и сопровождала в пути в безопасное место».
Практически наверняка произошло следующее. Российское правительство взломало серверы ДНК и передало информацию «Викиликс», чтобы подбодрить левого героя и свалить Хиллари Клинтон, которую Кремль не хочет видеть в Белом Доме.
Также бесспорно то, что Кремль открыто желает видеть Трампа победителем выборов. Как я написала в Politico в прошлом месяце, контролируемые Кремлем СМИ представляют Хиллари Клинтон как ненавистницу России и безжалостную разжигательницу войны. Один телеканал заявил, что роль семьи Клинтон в целом и Хиллари Клинтон в частности в американских войнах за минувшие пару десятилетий трудно переоценить. Трампа при этом называют прагматиком, понимающим, что Америка зашла слишком далеко и должна отступить. Как сказал один кремлевский комментатор в прайм-тайм, идеология Трампа заключается в отказе от разрушительного глобализма последних лет в пользу здорового американского изоляционизма. Он добавил, что заявление Трампа о готовности работать с Путиным взбесило американских глобалистов.
Кремль очевидно рад видеть республиканского кандидата, говорящего о роспуске НАТО (или о помещении этой организации в долговую тюрьму) и поддерживающего уход Америки с мировой сцены. Если Америка отступает, то Россия будет продвигаться вперед и наступать ей на пятки. Примером служит Сирия. По мере сокращения роли Америки в мире российское влияние растет. Так считает Путин. Россия становится сильнее, потому что Америка слабеет. Вот почему он открыто поддерживает Трампа, который еще и делает ему теплые комплименты.
Именно так поступает Кремль. В эпоху, которую Россия называет «несимметричной войной», она осуществляет именно такое вмешательство в дела соседей и Европы — от основания пропагандистского телеканала RT в 2005 году до кибератаки на Эстонию в 2007 и финансирования партии Ле Пен. Говорят также, что Путин помогал финансировать UKIP в Великобритании и «Золотую зарю» в Греции, помимо прочих партий.
Путин давно зол на Запад из-за вмешательства в дела России и бывших советских республик, которые он считает своей сферой влияния. Он возлагает на правительство США ответственность за Оранжевую революцию на Украине, Революцию Роз в Греции и Тюльпановую революцию в Киргизии. Он обвиняет Госдепартамент в антипутинских продемократических протестах в Москве в 2011 и 2012 году. Поэтому Путин считает, что он всего лишь отвечает той же монетой.
Мы не знаем точно, является ли Трамп агентом Путина. Так это, или нет, но Путин выиграет. Мы не знаем точно, есть ли у Трампа какое-либо соглашение с Путиным, несмотря на его бизнес по недвижимости и роль серого кардинала Пола Манафорта (Paul Manafort), который был консультантом бывшего пророссийского президента Украины Виктора Януковича, свергнутого в 2014 году. С учетом этих свидетельств, в том числе пожертвований через подставные компании, комитеты политических действий, многочисленных натурализовавшихся в США детей приближенных Путина или зарплаты Манафорта, который работает на Трампа бесплатно, мы можем только делать предположения, чем мы и занимаемся.
И эти предположения сами по себе стали большим успехом Путина. Он одержим стремлением достичь равновесия с США, чтобы Россия не считалась слабой. По его мнению, после распада СССР в 1991 году Вашингтон в одиночку раздает указания миру — вместо того, чтобы обсуждать эти указания с Москвой, как было раньше. Что еще более важно, он хочет держать Америку подальше от влияния на управление Россией, как было в начале 1990-х годов, когда американские полит-эксперты помогли написать российскую конституцию, или когда в 2011 году госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала парламентские выборы в России нечестными. Впервые за 25 лет Путин перевернул сценарий. Сейчас Америка не вмешивается в дела России, а Россия вмешивается в американские дела или, как минимум, усердно создает такое впечатление.
Сам факт, что мы обсуждаем это и верим, будто Путин располагает умениями, инсайдерской информацией и необходимыми средствами для выдвижения кандидата на американских выборах и провести его через праймериз к выдвижению означает, что мы наделяем его могуществом и значимостью, о которых он мечтает. Все, чего он хочет — это чтобы Америка видела в нем достойного соперника. На этой неделе мы дали ему это, да еще как.