Целая череда нападений и взрывов пришлась на последние несколько дней, настоящий всплеск насилия. Стрельба в Мюнхене, самоподрыв в Ансбахе, недалеко от Нюрнберга, нападение с мачете в Ройтлингене — это только в обычно тихой Германии. Во Франции — захват заложников в церкви в Нормандии, убит священник. В Японии — самое крупное в послевоенной истории массовое убийство: преступник зарезал 19 и ранил 26 человек. И как обычно, не обращают внимания на то, что творится на Востоке, а там на днях от взрыва в Кабуле погибли 80 человек.
Что это, магнитные бури на Солнце? Чем объяснить это умопомешательство у разных людей в разных точках планеты? Конечно, у каждого из этих преступлений своя история, и мы их связываем в основном потому, что новости их вбрасывают в наше информационное пространство, они так устроены, что мимо убийств не проходят. А мозг, даже помимо нашего желания, начинает искать общее, различное, достраивая порой причудливые связи.
Так, один из преступников, причастных к убийству французского священника, 2 марта вышел из тюрьмы, где отсидел год за попытку уехать воевать в ИГИЛ. Он обязан был носить электронный браслет, а из дому ему было разрешено выходить только в первой половине дня. В это время он и совершил с подельником нападение на церковь. 2 же марта был выпущен из психиатрической клиники японец, который предупреждал власти, что будет убивать инвалидов, и описал в деталях, как он будет это делать.
Соответствующее письмо он передал депутатам парламента, после чего его поместили в клинику. Из нее он вышел через месяц как человек, не представляющий опасности для окружающих. В обоих случаях власти знали о том, что вот есть такой проблемный человек, и в обоих случаях выпустили его из виду. Тут и совпадение дат не выглядит случайностью, хотя, конечно, ею является.
Конечно, не случайно, что за взрывом в Кабуле и за нападением на церковь во Франции стоит «Исламское государство» — один из главных нынче производителей новостей о смерти. Его сторонники как раз и отличаются от простых смертных своей постоянной готовностью убивать и умирать — отсюда тактика войны в Сирии и Ираке, когда в массовом порядке используются начиненные взрывчаткой автомобили. Отсюда тактика террора, не предполагающая обычно выживания шахида.
А чего колебаться? Обещан немедленный рай. ИГИЛ удалось создать среди части радикализованных мусульман моду на смерть, а через средства массовой информации, без которых современный терроризм немыслим, загрузила темой смерти новостные ленты.
На людей психически неустойчивых, а тем более больных, такие сюжеты производят очень сильное эмоциональное впечатление. Они начинают примерять эти эпизоды на себя.
Известно, что мюнхенский стрелок был поклонником норвежца Андерса Брейвика, расстрелявшего в 2011 году молодежный лагерь — жертвами стали 77 человек. А у сирийца, подорвавшего себя в немецком баре, был психический срыв — ему отказали в убежище. Как он мог отомстить? Повторить то, о чем много раз слышал. Кинуться с ножом или топором на людей — это традиция среди радикализованных палестинцев в Израиле.
Надоело жить по какой-то причине — всегда найдется и способ, и высокое обоснование для суицида: вел борьбу за то-то и то-то. На самом деле вовремя не принял таблетку или просто запутался в жизни и решил — пора в рай. К сожалению, смерть заразна. Не стоит об этом забывать. О самой смерти забыть нам и так не дадут, увы.