Похоже, в отношениях Анкары и Москвы после больше чем полугодового обострения наступает серьезное потепление. Напомним, что сбивание турецкими ВВС российского Су-24 над территорией Турции в ноябре прошлого года привело к резкому ухудшению отношений между обеими странами. Россия сразу ввела торговые санкции против Турции и фактически запретила россиянам отдыхать на турецких курортах.
Первые признаки потепления между обеими странами появились после того, как турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган извинился перед семьей погибшего пилота Су-24. Однако в действительности сигналом о возобновлении отношений между Анкарой и Москвой стало заявление министра энергетики Александра Новака после рабочей встречи с министром экономики Турции Нихатом Зейбекчи о том, что российская сторона готова к возобновлению переговоров относительно общих проектов в сфере энергетики. При этом Зейбекчи отметил, что Турция готова взяться за строительство первой нити газопровода «Турецкий поток», который выгоден для обеих стран».
Напомним, что проект «Турецкий поток» предусматривал прокладку четырех нитей общей мощностью 63 млн кубометров газа в год. Планировалось, что 16 млн кубометров газа будет поставляться в Турцию, остальные объемы должны были распределяться на границе с Грецией.
«Базовые и системные интересы России и Турции в основе противоречат друг другу»
— Нужно отметить, что вопрос реализации проекта строительства АЭС не прекращался и во время обострения российско-турецких отношений.
А что касается «Турецкого потока», то этот проект не был окончательно утвержден. Турция — не настолько примитивная страна, чтобы сразу согласиться на все предложения России. Тем более что Турция вместе с Азербайджаном реализовывает проект «ТАНАП», согласно которому азербайджанский газ должен прийти в Европу. А уже в ближайшие годы Анкара хочет, чтобы газ из Туркменистана также по этому же маршруту через южный Кавказ и Турцию прошел в Европу.
Поэтому я думаю, что в данном случае имеет место своеобразная турецкая хитрость, заигрывание с Россией: говорить то, что нравится Москве, реагировать на проекты, которые являются приоритетными для Кремля, но тихо делать свое. Турки независимо от того, кто в настоящее время является лидером государства, сделали свои выводы из практики отношений с Россией в течение последних лет.
Следовательно, это типичная восточная хитрость показать, чтобы на фоне беспрецедентного обострения между Анкарой и ЕС, США и НАТО, западные партнеры не шли далеко в игнорировании Турции. Могут быть другие варианты, но это не значит, что турки будут бежать с поклоном в Москву.
Запад допускает серьезные промахи относительно Турции своей политикой игнорирования Эрдогана, угрозами отказа перспективы вступления в ЕС, в то время когда Турция много лет является кандидатом на членство. И тем самым Запад подталкивает Эрдогана пусть и в ситуативный альянс с Россией.
Европейцы продолжают жить иллюзией, что в мире ничего не изменилось. Например, то, что происходит на Украине, они рассматривают как какие-то внутренние украинско-российские разборки, что-то локальное. А относительно последних событий в Турции, реакция Европы — там плохой, авторитарный Эрдоган, но европейцы не видят глубинных процессов, которые там происходят.
Базовые и системные интересы России и Турции в основе противоречат друг другу. Турция времен Эрдогана плавно эволюционирует от концепции Ататюрка и возвращается к концепции османизма, возможно, не в таком откровенном виде. Но концептуально через тюркский мир турки видят миссию Турции как доминирующей силы на пространстве всего тюркского мира. Конечно, это не вяжется с тем, что декларирует Россия — евразийское пространство — от Владивостока до Лиссабона и от Петербурга до Коломбо. И там Турции отведена другая роль, чем об этом думают в Анкаре. Поэтому искры между ними не избежать. Инцидент из Су-24 — первая серьезная искра, и не последняя. И мы будем видеть, как на фоне этих энергетических интересов может заискрить еще мощнее, прежде всего на Южном Кавказе.
Пылкая российско-турецкая любовь после периода взаимных обвинений и ненависти так же быстро может пройти. Ведь базовые интересы стран остались разными. Да, пока еще они совпадают только в антизападной риторике, но Турция достаточно осторожна в этом отношении.
«Турецким потоком» Анкара помогает российскому агрессору подрывать Украину»
— Для Украины реализация «Турецкого потока» является угрозой национальным интересам, поскольку этот проект — прямой конкурент для украинской ГТС. Тогда как мы должны реагировать на это?
— Нужно откровенно ставить вопрос перед турецкой стороной в рамках стратегического комитета президентов, что нельзя так обращаться с такими гибридными друзьями, что «Турецким потоком» Анкара помогает российскому агрессору подрывать Украину. Я не исключаю того, что в ходе закрытых консультаций российская сторона может предложить туркам провокативное предложение, изменить маршрут в морской части «Турецкого потока», подняв его выше к побережью Крыма, исключительно в морскую зону России. Если турецкая сторона проглотит такой подход, то она де-факто признает принадлежность Крыма. Такой вариант нельзя исключать, и украинская сторона должна жестко реагировать на подобные действия.
Киеву также нужно вести консультации с Европейской комиссией, которая еще в 2008 году объявила амбициозный проект создания южного энергетического коридора, суть которого заключается в том, что через территорию Турции в Европу придет газ из разных, не российских источников. На сегодня осуществляется проект «ТАНАП» и через него продолжение по территории Европы газ придет в Албанию и юг Италии.
И здесь возникает конфликт интересов и для турок, и для Европы. «Южный поток» или «Турецкий поток» предлагает тот же российский газ, а это сдерживает перспективы развития для азербайджанского газа. Поэтому здесь Украина должна использовать непростую ситуацию для ЕС и в частности пытаться в консультациях показать, что эти шаги не нужно предпринимать. Нужно проводить консультации с США, которые имеют серьезное влияние на своих европейских союзников и могут заставить их одуматься.