Так сложилось, что все мои статьи об МВФ за последний год сводятся к теме, почему нам опять не дали денег. Казалось бы, сколько можно об одном и том же?
Тем более что повторение для нас не мать учения: мы вообще ничему не учимся. Почему и превратились в дурмашину, которая на полной скорости несется в сторону, противоположную здравому смыслу. Это ж надо было придумать: составить бюджет из приватизации, спецсконфискации, детенизации и повышения цен на водку! Водка привычно скользнула в тень, а все остальное разлетелось мыльными пузырями. Не обошлось и без агентов Кремля в МВФ, как же без них. Но обо всем по порядку…
С 2014 года Украина пережила два Меморандума с МВФ. Первый был подписан на волне постреволюционной эйфории, весной 2014-го. Документ определял генеральную экономическую линию наших властей в 2014-2016 годах и давал нам на ее реализацию 17 миллиардов долларов. Из них мы получили только 5 миллиардов долларов и 1,7 миллиарда долларов.
Второй меморандум был обнародован в начале августа 2015 года. Восторга в нем было на порядок меньше, тревоги — больше. Украине выдвинули дополнительные условия для продолжения сотрудничества и финансирования и выставили четкие «маяки»: параметры, которые необходимо выполнить, чтобы получать деньги дальше.
Третьего меморандума мы пока так и не увидели. Хотя министр финансов Александр Данилюк утверждает, что он практически согласован и без пяти минут подписан. Осталось лишь утрясти ряд технических вопросов. Утрясание вопросов затянулось в общей сложности на год — крайний транш мы получили под второй меморандум в августе прошлого года. Тем временем МВФ в пятый раз (!) за последние 15 месяцев ухудшил экономический прогноз. Повода для оптимизма поубавилось.
Что же не нравится МВФ на Украине? Судя по всему, не нравится то, что мы делаем. Это если коротко. Почему-то всем кажется, и правительству в некотором смысле тоже, что если мы подняли цены на коммуналку для населения с опережением графика, то это нам записано в плюс.
Нет, не записано. МВФ такая «подлая зверушка», которая оценивает заемщика не по действию, а по результату. Цены на коммуналку взвинтили, но насколько выросли затраты на субсидии? И вообще, «Нафтогазу» от этого стало легче или нет?
Или другой вопрос — война. На какие деньги страна воюет? Откуда берет средства на военный бюджет? Мы отвечаем, что в военный бюджет заложено 7,7 миллиарда гривен от спецконфискации. Но закон еще не принят (тормозят, гады), поэтому, возможно, нам не удастся взыскать всю сумму до конца 2016 года. Это признал министр финансов в комментарии от 21 июля.
Александр Данилюк, похоже, забросил камешек в огород своей предшественницы Натальи Яреско, которая оставила ему в наследство бюджет на 2016 год. «Такой подход к бюджетированию, когда мы что-то закладываем, а потом не получаем — это нужно прекращать. Нам эти средства нужно конфисковать законным путем как можно быстрее, они должны работать на людей», — отметил глава Минфина.
Конфисковать, конечно, дело нехитрое. Особенно без суда и почти без следствия. Не зря в Европейском Союзе раскритиковали законопроект о гражданской конфискации как не содержащий весомых гарантий защиты прав собственности.
Но это доходы, которые еще нужно поймать. По принципу «попробуй догони». Точно так же, как и доходы от приватизации. ОПЗ с первого раза не продали. Со второго в лучшем случае можем подарить с приплатой. Своим. А откуда в бюджете возьмутся 17 миллиардов гривен. от приватизации? На этот вопрос нам ответить нечего.
В то же время в МВФ и без вопросов понимают, что патроны армии все равно нужны. И перевязочный материал. И подштанники. И зарплата офицерам и рядовым. А это все деньги, которых реально нет. И если их нельзя взять со спецконфискации, то возьмут с других статей расходов. Не с пенсий, где и так дырка в 150 миллиардов долларов. (Пенсионный фонд — это отдельный разговор), и не с инфляции — гривну искусственно держат, чтобы кое-как выполнить параметры бюджета в 24,1 гривен/доллару. Тогда могут взять с погашения внешних займов. Этого по всем международным правилам делать нельзя. Но у нас война. Безысходность.
МВФ, конечно, вопросами войны и мира не занимается. Его больше тянет в глобализацию. Западные финансовые аналитики говорят, что Кристин Лагард — юрист, а не экономист, поэтому ее больше занимают вопросы базовых трансформаций, а не параметры нашего бюджета.
Скажу больше, директор-распорядитель Международного валютного фонда вообще вспоминает об Украине, когда приезжает сюда с визитом или ей задают вопрос на пресс-конференции. Тогда она улыбается и машет. А в нашем правительстве «не теряют оптимизма».
Но если мадам Кристин не задевать темой Украины, она погружается в темы, к нам не относящиеся. Достаточно взглянуть на заголовки в The Guardian и DW, чтобы в этом убедиться. «МВФ обратился к государствам G20 с просьбой увеличивать государственные расходы на глобализацию для борьбы с усилившимися политическими рисками в экономике», «Международный валютный фонд выпустил доклад о последствиях тотальной миграции: Восточной Европе пора возвращать блудных сыновей», «МВФ ухудшил прогнозы роста мировой экономики на 2016-2017 гг. из-за Brexit».
Теперь ко всем этим проблемами планетарного характера для Лагард прибавился личный геморрой: ее снова тащат во французский суд по делу о многомиллионной компенсации бизнесмену Бернару Тапи, который в 1993 году продал пакет акций компании Adidas наполовину казенному банку Credit Lyonnais. Лагард в то время была министром финансов Франции и содействовала выплате. Теперь ее обвиняют в халатности.
«Версии» в свое время подробно рассказывали об этой истории. Но честно могу отметить, на Украине она мало кого интересовала. Зато теперь, когда нам в очередной раз не дали кредита, любопытно понаблюдать, как изменилась тональность в подаче информации. Наши СМИ откровенно злорадствуют, что у тетушки Лагард снова начались серьезные проблемы.
Господа, не радуемся чуждому горю раньше времени. Пока Лагард скорбит о проблемах планеты и своих собственных, вопросами стран-заемщиков, которые не выполняют параметры соглашений, занимается ее заместитель, вице-директор-распорядитель Международного валютного фонда Чжу Минь.
Г-н Чжу — гражданин Китая. До прихода в МВФ был заместителем председателя правления Народного банка Китая, где отвечал за вопросы, касающиеся международных отношений, анализа политики и кредитной информации. Также работал во Всемирном банке и преподавал экономику в Университете Джона Хопкинса и Фуданьском университете.
По слухам, скажем так, в деловых западных кругах, именно влияние Чжу Миня на украинский вопрос привело к тому, что денег пока нет. О транше в 1,7 миллиарда долларов уже никто не вспоминает. Оплакивают 1 миллиард долларов, который никак не удается выцарапать у МВФ.
Взамен сюда приезжают секторальные технические миссии, которые не помогают материально, а учат жизни. Последняя такая техмиссия проверяла работу Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР) и Фискальной службы. Опубликовала доклад с рекомендациями. У нас его уже повесили на гвоздик в туалете и понеслись в прямо противоположном направлении.
Вообще, стоит заметить, что куда-то исчез пакет законопроектов (по словам Кубива, 16 штук, а Данилюка, аж 132 до конца года), якобы необходимых для получения транша. Приняли лишь закон о том, что лекарства из США, Европы и Японии не проходят у нас дополнительную сертификацию. Но как предсказывали «Версии», это было не требованием МВФ, а обязательство премьера Владимира Гройсмана перед партнерами из Евросоюза.
Не случайно голосовать за девять якобы необходимых для продолжения сотрудничества с Фондом законопроектов депутаты не торопились и требовали от Минфин показать Меморандум или другой документ, из которого видно, что МВФ требует именно эти законы. В конце концов, глава Минфина Александр Данилюк съехал с темы и заявил, что на самом деле указанные документы не являются «принципиальными» по отдельности, но МВФ может насторожить общее количество документов, которые украинский парламент отказался рассматривать. Вот оно что, Михалыч! Зацените глубину и ход мысли!
Также нельзя обойти вниманием проблему компании «Центрэнерго», которую еще в 2014 году Яресько и Яценюк, по некоторым утверждениям, пообещали дружественной Лагард корпораций Gaz de France. Причем, пока об этом писали «Версии», это расценивалось как злобные наветы на реформаторов. А когда об этом обмолвился Сергей Лещенко, все сразу спохватились. Ай-яй-яй! Приватизацию «Центрэнерго» срывают второй год подряд вопреки тому, что интерес к ней проявляла крупнейшая французская корпорация.
Да, срываем. Да, дразним Лагард. Мы вообще все срываем и всех дразним. И чужих и своих. Взять, к примеру, водку. Это только высокооплачиваемая консалтинговая фирма, которую прошлый Кабмин якобы нанял писать бюджет, могла догадаться построить доходную часть бюджета на спецконфискации, приватизации и повышении цен на водку. Как минимальных, так и за счет акциза. Понятно, что они аристократы и пьют шампанское. Причем, судя по всему, без отрыва от производства. И не понимают, как простому человеку в условиях кризиса, войны, безумных тарифов, безработицы, налоговой чехарды и проч. Выживать с дорогой-то водкой.
И резюме: «теневой оборот водки к концу 2016 года достигнет уровня 60% от показателей общего рынка. Об этом заявила гендиректор компании «Истерн Беверидж Трейдинг» Ольга Ивушкина».
Ну, что ж, скажет аристократ-теоретик, надо не пить, а работать. Ага, ответит ему работяга-практик. Не вопрос. «Спад промышленного производства на Украине в июне 2016 года по сравнению с июнем 2015 года составил 3,4%», — сообщается на сайте Государственной службы статистики Украины. Трудимся в поте лица, но все мимо.
И на фоне этого кромешного статистического уныния еще один безрадостный факт: в бюджет на 2016 год заложено 8,87 миллиарда долларов внешнего финансирования (в 2015 году для сравнения — 11 миллиардов долларов). Из них 4,58 миллиарда долларов от МВФ, 1,55 миллиарда долларов — от Евросоюза, 1 миллиард долларов — от США, 0,21 миллиарда долларов — от Всемирного банка и 1,53 миллиарда долларов из других источников.
От МВФ мы пока получили ноль. Остальные кредиты тоже могут выйти, если не на ноль, то значительно меньше, чем рассчитывалось. Как заявил в интервью «Обозревателю» специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса: «Да, транш МВФ идет в резервы НБУ. Но к этому траншу привязаны кредиты от американцев, Всемирного банка, японцев — практически от всех. А там уже набегает гораздо большая сумма, чем сам транш МВФ: еще несколько миллиардов долларов. Вот эти деньги уже пойдут на рефинансирование бюджета».
А что будет с бюджетом, если мы его не выполним? Будет секвестр. А что нужно сделать, чтобы выполнить? Выдрать кредит у МВФ. А чего хочет МВФ? Сбалансированности. Если не выходит реально повысить доходы (конфискация и приватизация не считаются), то надо сократить расходы. Расходы на рефинансирование банков, на сохранение налоговых льгот для аграриев и упрощенки в ее нынешнем виде.
Да и со снижением ставки единого социального взноса Наталья Яресько явно поторопилась: статистика пока не показала обещанной заметной детенизации заработных плат. Поэтому МВФ советует вернуть ЕСВ «взад». Или хотя бы частично повысить.
Все это, конечно, не приемлемо ни для аграрных лоббистов, ни для «единоналожников», ни для банков, которые без рефинансирования обещают рухнуть. Каждый из них хоть и нуждается в казенных деньгах, но средств на то, чтобы мощно протроллить власть не экономит. Власть боится. Переговоры с МВФ затягиваются.
Компромиссные варианты вроде сэкономить на войне, выпустить на прямые переговоры Савченко, раз уж она так рвется бежать по минному полю к сепаратистским военным, «красивым, здоровенным», не рассматриваются. Дескать, общественное мнение этого не примет.
Ну, раз так, то будем принимать отсутствие денег. И заменять его расширением спектра зрелищ. С нетерпением жду, когда информацию о китайском функционере в МВФ переформатируют в новость, что отсутствие кредита — это дело рук Путин. А что, Китай и Россия — стратегические партнеры. Все сходится. Несговорчивость МВФ — спецоперация Кремля. А то, что наша дурмашина поехала не в ту сторону, это к делу не относится.