Самый опасный в мире подрывник не какой-то психически неуравновешенный фанат ДАИШ (запрещенная в России организация — прим. ред.), а человек, который на прошлой неделе стал кандидатом Республиканской партии на пост президента Соединенных Штатов Америки.
Во время конвента Республиканской партии Дональд Трамп на груженом динамитом фургоне подъехал к краеугольному камню НАТО — обещанию стран-участниц альянса защищать друг друга. В интервью The New York Times Трамп заявил, что не хочет «раскрывать, что я (как президент) сделал бы» в случае нападения России на государства Балтии, и что перед принятием решения он посмотрит, «выполняли ли члены НАТО свои обязательства по отношению к нам».
Это заявление вызвало шок по обе стороны Атлантического океана. Одной из самых больших угроз для безопасности любого государства или военного альянса являются сомнения в решимости сопротивляться агрессии. Трамп, по сути, заявил, что 5-й параграф договора НАТО на него как на президента не будет возлагать никаких обязательств. В случае его избрания у президента России Владимира Путина может появиться большое искушение агрессивно расширить свою сферу влияния, что поставит под угрозу мир в Европе и не только.
Пренебрежение Трампа к стабилизирующей роли США в мире не ограничивается НАТО. Он готов отозвать Вооруженные силы США из Азии, что развяжет руки Китаю и Северной Корее, а также выйти из Всемирной торговой организации, что подорвет столь важную для благополучия всех государств систему свободной торговли.
Однако у Дональда особые отношения с Владимиром, и поэтому высказывания о НАТО вызывают особую обеспокоенность.
Еще с прошлого года оба время от времени обменивались подтверждениями взаимного уважения, и в интервью The New York Times Трамп ликует: «по-моему, мы с Путиным очень хорошо поймем друг друга». Кремль — один из главных потворщиков нестабильности в мире, а Трамп говорит, что «было бы чудесно, если бы у нас были хорошие отношения с Россией, чтобы нам не приходилось переживать все эти драмы».
Принимая во внимание меркантильный взгляд Трампа на мир, не стоит удивляться, что у него были также бизнес-связи с Россией. В 2013 году Трамп организовал в Москве конкурс красоты Miss Universe, на открытии которого надеялся увидеть Путина, а позже, как сообщает The Washington Post, хвалился, что «в комнате были почти все олигархи». В свою очередь, в 2008 году сын Трампа публично признал, что русские деньги «образуют достаточно непропорционально большую» часть бизнеса семьи с недвижимостью.
Но не только у Дональда теплые чувства к России. В организации предвыборной кампании Трампа принимают участие люди с симпатиями к Кремлю и его союзникам.
Как лоббист Манафорт представлял российского олигарха Олега Дерипаску. В свою очередь, Дмитрию Фиртащу, который стал миллиардером в качестве доверенного лица «Газпрома» на газовом рынке Украины, он помог создать инвестиционный фонд для вложения (а некоторые говорят — для отмывания) сотен миллионов долларов в недвижимость в Нью-Йорке.
Бросается в глаза, что среди советников Трампа по внешней политике много фанатов России. Картер Пейдж был в числе учредителей бюро банка Merrill Lynch в Москве. Пейдж признал, что санкции Запада причинили вред его бизнесу, и сравнил политику США по отношению к России с попытками владельцев плантаций южных штатов Америки создать «идеального раба». Майкл Финн принял в Москве участие в торжественном мероприятии по случаю 10-летнего юбилея пропагандистского канала Кремля RT, во время которого он сидел почти рядом с Путиным, и получил деньги за лекцию. Ричард Берт — член совета российского «Альфа-банка».
Последствия этих симпатий уже виды. Люди команды Трампа добились, что из программы Республиканской партии вычеркнута готовность поставлять вооружения Украине.
Это команда мечты Путина, которую Россия сейчас старается поддержать, насколько это позволяют минимальные нормы приличия в международных отношениях. RT постоянно благожелательно сообщает о Трампе. В июне выяснилось, что российские хакеры взломали серверы Демократической партии, а на прошлой неделе перед конвентом партии WikiLeaks опубликовал 20 000 полученных из ее компьютеров электронных писем. Они явно были отобраны так, чтобы разжечь конфликт между кандидатом в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон и сторонниками ее бывшего соперника Берни Сандерса.
По-прежнему кажется, что у Клинтон больше шансов победить на выборах в ноябре, однако этот год был полон неприятных сюрпризов. К сожалению, нельзя исключить возможность того, что в будущем нам придется считаться с последствиями взрывоопасного пакта Путина-Трампа.