В то время, как США и Европейский Союз критикуют регресс демократии в Турции, президент России Владимир Путин не теряет времени и возобновляет отношения с турецким лидером, исламистом Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Никого не волнует, что большинство граждан России сочли недостаточными извинения, принесенные президентом Турции за сбитый в ноябре прошлого года российский самолет на границе с Сирией.
Как только попытка государственного переворота в Турции была подавлена, Путин позвонил Эрдогану по телефону, чтобы выразить ему поддержку и пожелать скорейшего восстановления конституционного порядка и стабильности в Турции.
Российский лидер выступает против вмешательства во внутренние дела других государств, но в России немало тех, кто считает, что примирительный жест Эрдогана в сторону России и Израиля мог спровоцировать выступление военных.
За восемь месяцев напряженных дипломатических отношений между Москвой и Анкарой экономика обеих стран серьезно пострадала, нарушились тесные торгово-экономические связи, особенно, это сказалось на Турции — самом популярном направлении для российских туристов.
Для демонстрации того, что обе страны заинтересованы в нормализации отношений, Путин и Эрдоган встретятся 9 августа в Санкт-Петербурге. В течение последнего времени не прекращается обмен визитами министров соответствующих стран.
Турция считает, что российская поддержка во время попытки военного переворота была «безусловной и бескорыстной». Не зря российские власти воздержались от критики массовых арестов подозреваемых — военных, судей, учителей, журналистов.
Вашингтон и Брюссель, наоборот, не перестают критиковать курс на авторитарный режим, который, как представляется, взял Эрдоган, в частности, рассматривая возможность возвращения смертной казни.
Хотя, согласно опросам общественного мнения, граждане России надеются, что Анкара выплатит России компенсацию за сбитый самолет, похоже, что обе стороны считают этот инцидент исчерпанным.
Вице-премьер Турции Мехмет Шимшек (Mehmet Simsek), заявил, находясь с визитом в России, что пилот, сбивший самолет Су-34, сделал это «по собственной инициативе». Это заявление способствует нормализации отношений.
Помимо товарообмена, инвестиций и участия турецких компаний в развитии глобальной инфраструктуры, Путин считает, что поддержка Турции необходима для борьбы с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство» на территории Сирии и Ирака.
С учетом того, что США уклоняются от сотрудничества с Россией в бомбардировке позиций террористов, Кремль считает, что более конструктивный подход со стороны Эрдогана мог бы переломить ситуацию в борьбе с ИГ и Джабхат ан-Нусрой (запрещены в РФ).
Конечно, Турция не будет помогать России просто так, особенно, при условии, что Россия открыто поддерживает сирийских курдов, которые даже открыли дипломатическое представительство в Москве, а курды в Ираке получили партию российского оружия.
Неизвестно еще, как воспримет президент Сирии Башар Асад возобновление дружеских отношений между Путиным и Эрдоганом, которого считает злейшим врагом, соратником вооруженной оппозиции и главным сторонником его силового свержения.
С другой стороны, у России и Турции есть совместные стратегические проекты: газопровод «Турецкий поток» и первая в истории Турции атомная электростанция «Аккую» (Akkuyu).
Строительство «Турецкого потока», парализованное из-за кризиса в двусторонних отношениях, жизненно важно для России, так как он позволит осуществлять поставки газа на юг Европы по дну Черного моря и через территорию Турции, минуя территорию Украины.
Этот газопровод планировалось ввести в эксплуатацию в 2019 году. Он должен заменить «Южный поток», от которого Газпром вынужден был отказаться из-за позиции Европейского союза в отношении данного проекта.
По информации Газпрома, турецкая сторона заинтересована в возобновлении этого проекта, строительство первой нитки которого должно быть завершено к концу 2016 года.
Что касается АЭС «Аккую», в этот проект, реализуемый российскими инженерами, Москва вложила крупную сумму в размере трех миллиардов долларов.
По словам Мехмета Шимшека, встреча Путина и Эрдогана очень важна для возобновления этих проектов и чартерных перелетов. Она также может положить конец торговому эмбарго, визовому режиму и ограничению инвестиций.
Но еще более важно то, что Россия и Турция восстанавливают торговые партнерские отношения в эпоху экономической неопределенности и получают взаимную дипломатическую поддержку в момент, когда обе страны нуждаются в союзниках, вступив в конфронтацию с Западом.