Британский истеблишмент уверенно декларирует, что сегодня президент Турции разрушает демократию, которую турки защищали, рискуя своей жизнью.
Издание Economist озадачилось сложнейшей турецкой темой и посвятило этому целый ряд материалов, написанных ведущими экспертами. Так, большинство наблюдателей здесь, в Лондоне, считают, что в попытке военного переворота в Турции в ночь 15 июля многое остается непонятным, и слишком большое количество неизвестных в этом неудавшемся сценарии. В частности, в одной из статей эксперты Economist по-британски практично и жестко задают целый ряд вопросов: почему он был организован так плохо? Насколько заговор охватил верхи? Были ли путчисты сторонниками традиционного светского общества, как вытекало из их первоначального заявления? Или они были последователями находящегося в изгнании исламского проповедника Фетхулла Гюлена (Muhammed Fethullah Gülen), как это утверждает правительство?
Эксперты замечают при этом, что несколько факторов невозможно игнорировать, настолько они очевидны. Во-первых, народ Турции проявил бесстрашие и мужество, выйдя на улицы для противостояния военным. Погибли сотни людей. Даже оппозиционные партии, замечают авторы статей, независимо от степени их негативного отношения к действующему президенту Реджепу Эрдогану (Recep Tayyip Erdogan), объединились для того, чтобы противостоять угрозе, нависшей над страной. Выбирая из двух зол, в Турции предпочли авторитарного правителя с исламистской окраской, нежели возвращение во власть генералов, причем, начиная с 1960 года, уже в пятый раз!
При этом британцы указывают на второй четкий фактор и утверждают, — во всяком случае, это очевидно тем, кто в Лондоне, за тысячи километров от Турции, что Эрдоган, мол, стремительно разрушает демократию, которую люди защищали ценою собственных жизней. В качестве аргументов эксперты перечисляют следующие события, которые произошли после попытки переворота: Президент Турции ввел чрезвычайное положение, которое продлится не менее трех месяцев. Около шести тысяч военных были арестованы; тысячи полицейских, прокуроров и судей были уволены или были приостановлены их полномочия. Такая же участь постигла ученых, преподавателей и государственных служащих, хотя нет явных свидетельств того, что они были причастны к перевороту. Приверженцы светского общества, курды и другие меньшинства отныне запуганы шествием по улицам сторонников Реджепа Эрдогана. Авторы статьи Economist вспоминают масштабные чистки в Ираке после свержения Хусейна, которые США проводили с целью «дебаасификации» страны. Тогда в разной степени, но одинаково драматично в них пострадало, по крайней мере, 60 тысяч человек, но отголоски той расправы мы наблюдаем и сегодня.
И вот британские эксперты делают довольно серьезные и малоутешительные выводы: чистки в Турции выходят далеко за рамки потребностей безопасности государства. По мнению британских экспертов, которые отражают настроения сегодняшнего политического истеблишмента Лондона, Эрдоган всегда отождествлял инакомыслие с предательством, он, дескать, и стал режиссером своего собственного переворота, нацеленного против свободы мнений в Турции. Ничем не сдерживаемый, он будет вести страну к большему числу конфликтов и хаосу. В Лондоне уверены: эта новая, эрдогановская Турция представляет серьезную опасность не только для ее близких соседей, но для всей Европы и Запада в целом.
Эксперты Economist рассуждают в том ключе, что неудавшийся путч вполне может стать третьим потрясением для европейского «порядка», установившегося после 1989 года. В свои рассуждения британцы по принципу, уже ставшему английской традицией, замесили, естественно, и Россию. По их мнению, как они выражаются, «аннексия» Крыма и вторжение России на восток Украины в 2014 году разрушили представление о том, что границы европейских стран нерушимы, и что «холодная война» закончилась (правда при этом, как обычно, англичане в «забывчивости» не вспоминают о Югославии, с которой именно Запад начал перекраивание границ). Они отмечают, что и Британский еврореферендум ясно продемонстрировал, что с этого момента тезис о необратимости интеграции в Европейском Союзе разбит. И вот на основании драматических сценариев последних лет, которые мы наблюдаем по всему миру, Economist вбрасывает далеко идущий вывод. Аналитики говорят, что попытка переворота в Турции и последовавшая на него реакция властей теперь ставят под серьезные сомнения постулат о необратимости демократии в западном мире. В том мире демократии и правопорядка, к которому Турция, как казалось, должна присоединиться.
В Лондоне уверены, что все последние события в Турции представляют угрозу для НАТО — военного альянса, который «поддерживает демократические государства Европы». Более того, британцы озадачены тем, что Турция, по их мнению, якобы не имея на руках никаких доказательств, обвиняет США в участии в перевороте и требует экстрадировать проживающего в Пенсильвании Гюлена, угрожая подвергнуть пересмотру свои отношения со всем Западом. Британцы говорят, что если бы сегодня стоял вопрос о вступлении Турции в НАТО, стране трудно было бы соответствовать стандартам альянса. И здесь, как говорят эксперты, самая большая проблема — в том, что у альянса нет механизмов, позволяющих исключить «провинившегося» члена.
Со вторыми по величине вооруженными силами в НАТО, Турция на протяжении долгих лет была на переднем крае обороны Запада — сначала против так называемого советского тоталитаризма, а затем против хаоса на Ближнем Востоке. В первые годы правления возглавляемой Эрдоганом Партии «Справедливости и Развития» Турция, по мнению Economust, была моделью процветающей и стабильной мусульманской страны: выстраивались ровные отношения с курдским меньшинством, успешно проводились социально-экономические реформы, которые обеспечили ощутимый экономический рост. Все шло настолько хорошо, что в 2005 году ЕС начал переговоры о вступлении Турции в союз.
Однако после целого ряда событий, начавшихся с протестных выступлений в 2013 году, Реджеп Эрдоган стал скатываться, как утверждают британцы, к авторитаризму. А вот теперь Эрдоган добивается принятия новой Конституции страны, которая позволит расширить и так беспредельно широкие полномочия президента.
Британские эксперты продолжают теоретизировать и рассуждают, что при более разумном подходе провал переворота можно было бы обернуть в последнее издыхание турецких милитаристов. Реджеп Эрдоган мог бы стать великодушным объединителем разделенной нации, давшим свободу прессе, возобновившим мирные переговоры с курдами и построившим прочные, независимые демократические институты. И вместо того, чтобы стать лидером с демократическими ценностями он, как выражаются эксперты, становится в один ряд с арабскими деспотами. Правда, почему-то эти британские эксперты не говорят о том, что это те самые «деспоты», их союзники и ближайшие друзья, семьи которых проживают в Лондоне, а дети которых получают образование у них дома, в Англии.
Economist призывает Запад к решительным действиям. Эксперты считают, что Западные союзники Турции должны направить Эрдогану призыв к сдержанности и уважению законов. И задаются логичным вопросом: а что произойдет, если президент Турции не прислушается к Западу? Сегодня ведь Турция является одним из ключевых союзников в войне против ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.). Геополитическое положение Турции позволяет ей с юго-востока контролировать потоки в Европу — начиная от природного газа, заканчивая сирийскими беженцами. К явной досаде Запада, географию не изменить. Вот поэтому, в Лондоне говорят о том, что Европа может и должна стать менее уязвимой. Для этого, по их мнению, необходимо начать с построения надежной системы контроля над внешними границами ЕС. Кроме того, британцы уверены, что хотя сегодня у Реджепа Эрдогана на руках есть козыри, но и он не защищен от давления. И в качестве доказательства приводят тот факт, что незадолго до переворота Эрдоган начал попытки восстановления отношений с Израилем и Россией.
Эксперты Economist справедливо отмечают, что турецкая экономика, которая стала принципиально важнейшим достижением Реджепа Эрдогана, сегодня — наиболее уязвимое место президента. Аналитики говорят: чтобы удержать экономику Турции, необходим приток иностранных инвестиций и кредитов. А для этого необходимо убедить иностранных инвесторов в том, что страна стабильна. Но сделать это Эрдогану будет непросто. По мнению британцев, поведение турецкого президента похоже на поведение мстительного султана. Видимо британцам, которые имеют за плечами огромный опыт колонизации и грабежа колоний, виднее как никому другому.
Эксперты убеждены, что последствия несостоявшегося путча будут сказываться еще очень и очень долго. Они правы. Организаторы переворота убили много граждан Турции, дискредитировали армию и ослабили ее способность защищать границы и бороться с террористами, сотрясли НАТО и сорвали предохранители внутри страны.