Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Жук» мог повторить судьбу «Лады»

© РИА Новости Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкУчастники международного ралли ретро-автомобилей в Калининграде
Участники международного ралли ретро-автомобилей в Калининграде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Жуки» Volkswagen стали символом благополучия Дании и остальной Европы, когда Вторая мировая война осталась далеко позади. Но все могло бы быть по-другому. Автор этой простой и надежной конструкции Фердинанд Порше заигрывал с советским диктатором Иосифом Сталиным, прежде чем запустил проект KdF-Wagen для Гитлера и нацистской Германии.

Культовый автомобиль: «отец» модели Volkswagen «Жук» заигрывал с советским диктатором Сталиным, а для Гитлера и нацистской Германии заложил основы концепции народного автомобиля.

Если вам нравится «Банда Ольсена» то обратите внимание на первые фильмы 60-х годов. Там постоянно появляются «жуки» Volkswagen.

Круглая машина с оппозитным двигателем стала символом благополучия Дании и остальной Европы, когда Вторая мировая война осталась далеко позади.

Но все могло бы быть по-другому. Автор этой простой и надежной конструкции Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche) заигрывал с советским диктатором Иосифом Сталиным, прежде чем запустил проект KdF-Wagen для Гитлера и нацистской Германии. Автомобиль был представлен в 1936 году и предназначался для немецкого народа, который копил на машину своей мечты, откладывая рейхсмарки на сберегательную книжку. Как известно, планы нарушила Вторая мировая война, и производство переоснастили, чтобы выпускать транспортные средства повышенной проходимости Kübelwagen и Schwimmwagen.

Под английским контролем

Только в 1946 году англичане запустили фабрику в Вольфсбурге, а немцы перехватили бразды правления лишь в начале 50-х. Знаменитое «экономическое чудо» положило начало промышленной авантюре, в результате которой увидели свет более 21 миллионов «жуков». Эта модель до сих пор остается самым массовым автомобилем в истории.

Пленник в золотой клетке

В 1932 году Фердинанд Порше посетил советскую Россию по приглашению Иосифа Сталина. Сталин показал дальновидному инженеру и конструктору автомобилей несколько советских автомобильных и авиазаводов.

Порше получил предложение возглавить российскую автомобильную промышленность. Ему пообещали ряд разнообразных привилегий.


Например, ему разрешалось привезти из Германии семью и весь персонал. Кроме того, ему пообещали доступ к любым средствам и любому оборудованию. Однако Порше отклонил предложение после некоторых раздумий. Конструктору, увлеченному гоночным спортом, не нравилось, что в России не проводятся крупные соревнования, для которых он мог бы разрабатывать спортивные машины. Смущал его и языковой барьер, а также странное требование не покидать Советский Союз без разрешения правительства.

Фердинанд вернулся в Германию и стал звездой Гитлера. От фюрера он получил не только деньги, но и возможность воплотить мечту о создании спортивных автомобилей. Кроме того, он представил прототип народной машины.

Американское вдохновение

Несколько раз Порше посещал заводы Ford, GM и Chrysler в США, где усвоил принципы эффективности, которые позже воплотил в жизнь на фабрике VM в Вольфсбурге, став конкурентом американской автомобильной промышленности.

Ирония была в том, что русские после Второй мировой войны получили все автомобильные заводы в оккупированных частях Восточной Германии, например, завод BMW в восточногерманском Айзенахе. Производство продолжалось, несмотря на устаревшее оборудование, и машины носили имя BMW до 1952 года, когда все же пришлось сменить название на EMW.

Без сомнения, простая и надежная конструкция народного автомобиля пришлась бы кстати в огромной стране с арктическими холодами и суровыми сибирскими просторами.

Русская копия


Русские сделали попытку скопировать успешную модель и создали «Запорожец» ЗАЗ-965, прозванный «горбатым». Его выпустили в 60-х годах, и его заднемоторная конструкция с воздушным охлаждением напоминала пузырь. Производство машин было запущено на новом гигантском заводе на Украине.

Модель имела локальный успех, но так и не сумела преодолеть национальные границы, в отличие от Lada 1200 (ВАЗ-2101 «Жигули» — прим. пер.), выпущенной в том же десятилетии. Прототипом «Лады» стал Fiat 124.

Если бы Сталину удалось уговорить Фердинанда Порше остаться, народный автомобиль мог бы повторить судьбу «Лады» и стать символом нового Востока, а не нового Запада. Кто знает, может, Эгон Ольсен с приятелями ездили бы на русских «жуках».