Во время отпуска мы с женой проводили один из вечеров в ресторане на площади Независимости в испанской Жироне. Мы только что приехали из Франции, миновав Пиренеи, и могли утверждать, что уровень громкости в местных ресторанах гораздо выше, чем к северу от границы. Настолько выше, что мы скоро оставили всякие попытки разговаривать. Просто сидели, ели тапас и наблюдали за местными жителями вокруг.
Маленькие дети, играющие на площади, хотя время было позднее, и в Дании им уже давно велели бы идти спать. Молодые женщины с загорелыми голыми ногами, руками и плечами. Мужчины, наслаждающиеся компанией и беседой за парой бутылок вина. На том берегу реки возвышается подсвеченная башня собора. Я думал о том, как я счастлив вернуться в Испанию, где бывал уже столько раз. Думал и о том, как хорошо провел время в Германии и Франции на прошлой неделе. У каждой европейской страны — свое собственное звучание, особенный вкус, своя энергетика и атмосфера.
Я всегда любил Европу за культурную многоликость, единые черты и национальные различия. В тот вечер я понял, в чем заключается угроза европейской культуре. Некоторые желают культурного единообразия, хотят внедрить чуждые нам ценности. Они ввели бы запрет на вино и загорелые женские ноги. В то утро нас разбудила новость о террористической атаке в Ницце. Мы очень испугались, потому что наша дочь с подругой прошлым вечером как раз собирались смотреть фейерверки с Английской набережной. К счастью, мы сразу увидели СМС от нее. Дочь писала, что они ушли за несколько минут до начала атаки.
Террорист в Ницце выкашивал не просто французов, а европейцев. Очевидно, он был склонным к насилию психопатом под действием стремительной радикализации. По словам экспертов, такая форма радикализации будет встречаться все чаще как результат социальной и культурной изоляции в сочетании с нестабильной психикой. Многие мигранты-мусульмане с Ближнего Востока весьма восприимчивы к исламистской пропаганде насилия.
У нас постоянно твердят о том, что надо сохранять национальные ценности, ведь многие новоприбывшие мусульмане воспевают традиции, которые никак не вписываются в жизнь либерального демократического общества. Но сам я считаю, что лучшая защита для датских ценностей — воспринимать их как часть более крупной европейской цивилизации. Европа — это не монолит, а конгломерат. Быть европейцем — значит заботиться о тех фрагментах, из которых мы как нации складываем огромную и удивительную европейскую мозаику. Многие из этих национальных фрагментов имеют общеевропейские корни. Вот почему Европа должна быть единой.
Как известно любому, у кого есть базовые знания в области геологии, конгломераты не распадаются. Их составные части скрепляет общее связывающее вещество. Связывающее вещество европейской цивилизации — это общая история, совместные институты и сходные ценности, истоки которых лежат в античности, христианстве и эпохе Просвещения. И чем больше угроза нашей истории и нашим ценностям, тем большим европейцем я себя чувствую, оставаясь при этом гражданином и уроженцем Дании.
Михаэль Бёсс — преподаватель, руководитель семинара MatchPoints в университете Орхуса, а также писатель, публицист и автор докладов.
Комментарии читателей:
Svend Dirksen 26.07.2016 11:52
«Очень хорошо, только не надо путать Европу с Евросоюзом, это две разные вещи, как, например, Италия и мафия. Можно порвать с ЕС, но остаться европейцем».
Svend Jensen 26.07.2016 11:56
«Если посмотреть на историю Европы, то выясняется, что в лучшие времена она состояла из множества независимых государств. Это особенно заметно на примере Германии и Италии, которые долгое время были расколоты на мириады маленьких стран, княжеств и свободных городов. Во всех этих небольших образованиях процветали культура, науки и искусства, в особенности в эпоху Просвещения.
Таким образом, крупные государственные образования бесплодны и опасны. В Европе проливалось много крови, когда маленькие страны объединялись в необозримые конгломераты. Логичным следствием стал гигантский крах ЕС. Поводыри ЕС воображают себе, что Европа обогатится, если ЕС превратится в единое государство. Но если это случится, то европейское многообразие и мультикультурное благополучие почти исчезнут. Крупные государства автоматически поглотят небольшие страны, так что, в конце концов, останется лишь пара монокультур с жестко централизованной убийственной бюрократией.
Тот, кого история ничему не учит, обречен повторять ее ошибки».
Michael Vestergaard 26.07.2016 16:52
«На Европу опускается тьма, как это было в 1930-е.
Те Европа и Дания, которые мы знаем, скоро исчезнут. И ЕС, и наше собственное правительство проводят идиотскую политику, напоминающую геноцид. А радикалы спешат пробиться вперед со своими необдуманными, вредительскими, враждебными народу, смертоносными идеями.
Любой человек с нормальными умственными способностями, который вникает в ситуацию, читая книги и газеты, понимает, что мы несемся к безумию, беззаконию, горю и смерти. Бессмысленная и преступная политика уже разрушила жизни многих датских семей, а скоро станет еще хуже, намного хуже.
Ледяная вода уже заливает нижние и средние палубы датского „Титаника“ с их мусором, слезами и кровью. Корабль скоро затонет».