Филадельфия — Партийные съезды в США показали нам магию, которая возникает, когда хорошая речь очаровывает и зажигает публику. Но волнуют ли красивые слова политиков большинство населения?
Политики, звезды Голливуда, активисты, скорбящие матери — за последние две недели нам представили сотни речей на двух политических съездах в Кливленде и Филадельфии.
Но в памяти останутся лишь несколько из них. Некоторые мы будем вспоминать в негативном свете. Например, часть речи Мелании Трамп (Melania Trump) была плагиатом. В то время как другие выступления запомнятся как центральные моменты предвыборной борьбы 2016 года.
Дети Дональда Трампа приятно удивили тщательно произнесенными и благоразумными аргументами, которые резко контрастировали с громкими апокалиптическими пафосными речами их отца.
Республиканцы вздыхают по поводу хороших речей демократов
Различие в классе было столь велико, что республиканские стратеги и спичрайтеры открыто жаловались в социальных сетях. Не только на качество, но и на содержание.
«Это нам следовало произносить такие речи», — сказал республиканский конгрессмен консервативному радиоведущему Эрику Эриксону (Erick Erickson) после выступления Барака Обамы в среду.
«Демократы говорят об Америке так, как республиканцы обычно говорили об Америке», — вздыхал республиканский стратег Тони Фратто (Tony Fratto).
Политика как спорт или как представление
Можно сказать, что американская предвыборная борьба во многом похожа на спорт. В спорте и политике нас увлекают движущие цифры, кривые, идущие то в одном, то в другом направлении.
Можно также сказать, что американская предвыборная борьба напоминает сложный поставленный спектакль. Годами хорошо оплачиваемые стратеги пишут сценарии, где все — политики, активисты, журналисты и избиратели — играют свои роли.
Это лучше всего видно на политических съездах. Исход известен заранее. Все знали, что Дональд Трамп и Хилари Клинтон придут к финалу под дождем конфетти как кандидаты в президенты от своих партий. Партийные программы, то есть политика, на которой должна базироваться предвыборная борьба? Они были разработаны до начала съездов.
Обама стал звездой риторики
На партийных съездах речь не шла о конкретной политике. Речь шла о том, чтобы увлечь партию. Речь шла о том, чтобы «продать» послание американскому народу.
Самым лучшим средством продажи на этих партийных съездах являются политические речи. У американцев существует гораздо более сильная традиция таких речей, чем у нас в Норвегии.
Хорошая речь может поднять неизвестного политика до суперзвездного уровня, что мы и видели на примере речи Барака Обамы, произнесенной на съезде демократической партии в 2004 году.
Плохая речь может отправить звездного политика в задние ряды, что и заметил губернатор Нью-Джерси Крис Кристи (Chris Christie) на съезде республиканцев четыре года назад.
Демократы «уловили» Рейгана
Демократам удалось благодаря своим речам нарисовать другую, гораздо более оптимистичную и положительную картину США, чем ту, которая была представлена Дональдом Трампом и республиканцами. Они использовали националистический оптимизм, характерный для республиканца Рональда Рейгана (Ronald Reagan), и сделали его своим.
Вопрос теперь состоит в том, проглотят ли избиратели эту наживку. Американцы традиционно голосуют за кандидатов, выдвигающих положительное послание. Но в предвыборной борьбе этого года было много известных истин, которые последовательно были разрушены.
Возможно средний класс — большая группа избирателей, не чувствующая улучшения своей жизни в результате экономического роста США — настолько разочарован и зол, что позволил себя увлечь мрачной дистопией Трампа.
Демократы, съезд которых основывался на принципах близких к философии кумбайя, где слово «любовь» повторяется до отвращения, осмеливаются верить в то, что смогут уговорить этих самых избирателей среднего класса отдать им возобновленное доверие.
Хорошие речи не всегда могут уговорить
И они надеются «продать» свои аргументы с помощью красивых слов и ободряющих речей. Но это спор, где нет никакой гарантии, что они могут выиграть.
Политические речи, несомненно, способны вызвать восторг у тех, кто уже находится в восторженном состоянии. Но смогут ли они быть восприняты избирателями? Или это для них только как красивые слова?
Даже Рейган, которого называли the great communicator, жаловался в своем дневнике, что его речи не производили на публику того впечатления, которого он хотел добиться. Обама, по-видимому, тоже часто думает так же — расовые различия в США стали, например, больше, а не меньше за время его президентского правления, несмотря на бесчисленные речи о единстве и прогрессе пострасистского общества.
Партийные съезды — это хорошо срежиссированные постановки, где действительно блещут такие ораторские суперталанты, как Обама. Но на выборах в ноябре самым важным фактором будет, как всегда, личное экономическое положение людей и способность партии дать им большую уверенность в том, что их положение станет лучше.